16+

ДЕТЕЙ НАДО ЛЮБИТЬ. НО ВСЕХ ПО-РАЗНОМУ!

Любить детей и принимать их такими, какие они есть. Не давить на них, не заставлять что-то делать, а воспитывать на своём примере. Таков главный совет мамы четверых детей Надежды Шнайдер.

Супруги Надежда и Андрей Шнайдер – педагоги Балайской школы. Андрей Александрович преподаёт историю, Надежда Михайловна – учительница начальных классов. И они оба имеют звание «Учитель года Уярского района». Андрей Шнайдер победил в конкурсе на звание лучшего педагога района в 2015 году, Надежда Шнайдер – в 2016-ом. Они оба родились, выросли и учились в Балае. После получения высшего образования вернулись домой и стали работать в родной школе. Причём супругам нравится жить именно в посёлке, а не в большом городе. В Балае другой ритм жизни – не такой сумасшедший, как в Красноярске. И дети в посёлке растут в другой среде, более доброжелательной и благонадёжной. 

– Старшая дочь Катя, она 1992 года рождения, окончила институт с красным дипломом по специальности «экономист», сейчас с мужем живёт в Санкт-Петербурге, – делится Надежда Михайловна. – Мария в этом году также с красным дипломом окончила аэрокосмическую академию по специальности «ландшафтный архитектор». Считаю, Балайская поселковая школа дала им хороший старт. Младшие братья стараются им соответствовать. Сейчас 12-летний Костя учится в шестом классе, 10-летний Рома – в пятом. Рома очень смышлёный, поэтому мы его пораньше в школу отправили. 

По словам моей собеседницы, мальчики растут любознательными и разносторонними. Костя очень интересуется историей, весь в папу! Запоем читает книги, особенно исторические и всевозможные энциклопедии. Младший Рома увлекается музыкой, играет на прабабушкиной балалайке в школьном оркестре. Обожает спорт и уроки физкультуры. 

– Причём у Кости любовь к книгам началась буквально со слёз над букварём. Я сама у него вела уроки в начальной школе и думала, что он вообще читать никогда не будет. До слёз дело доходило! А потом в третьем классе что-то в нём как будто перещёлкнуло, и Костя начал читать одну книгу за другой. У нас дома море книг, выбор большой. Сначала Костю заинтересовали детские энциклопедии с яркими иллюстрациями. Потом он читал про всё подряд – про окружающий мир, природу, а затем заинтересовался историей. Мы с мужем целенаправленно ограничиваем у детей время, которое они могут проводить в телефонах и планшетах. Важно, чтобы они сначала полюбили книги. А то ведь как нередко бывает – родители сунут в руки ребёнка планшет, включат мультики, чтобы он к ним не лез. Так он и не лезет потом, целыми днями сидит, уткнувшись в телефон, и больше его совсем ничего не интересует. У наших детей телефоны появились очень поздно, когда они учились во втором-третьем классе. И то мы сначала купили им самые простые, кнопочные, мобильники. И по сей день мы регулируем время, которое мальчики могут проводить с телефонами в руках. Костя сам нашёл в телевизоре канал «История» и смотрит его в свободное от уроков и чтения время. Он любит все исторические периоды, но больше всего интересуется, как ни странно, новейшей историей России. Костя многое знает про развал СССР, ему всё это интересно. А ещё он смотрит новости, чтобы потом обсуждать их с папой и дедушкой. Это уже обязательный ежедневный ритуал – после вечернего чаепития обсуждать ключевые события в мире! Например, в последнее время они много говорили о вооружённом конфликте в Нагорном Карабахе. Обсуждали исторические причины, предпосылки, позицию Армению, роль Азербайджана, последствия противостояния… Я каждый вечер чувствую себя дома как на научно-исторической конференции! – рассказывает Надежда Михайловна. 

Спорт тоже имеет особое значение для семьи Шнайдер. Причём детей к нему не приучали специально, тем более не заставляли. На них повлияли школа и окружение. Например, Катя очень любит лёгкую атлетику – с детства бегает. И сейчас уже трудно сказать, с чего это началось. 

– Катя не планирует делать спортивную карьеру, ей просто нравится бегать, – говорит Надежда Михайловна. – Она участвовала в состязаниях по бегу, которые проводились между красноярскими вузами. Однажды поставили бежать вместе мальчиков и девочек, так Катя обогнала мальчиков! Потом сказала, что это получилось нечаянно... Летом, когда Катя была у нас на карантине, она также постоянно бегала. Рома сдал нормативы на золотой значок «Готов к труду и обороне». Вообще нам повезло, что рядом с нами живут хорошие люди, положительно влияющие на детей в самых разных сферах. Мы благодарны школьной учительнице музыки, которая научила нашего младшего сына игре на балалайке, а также местным тренерам-энтузиастам, которые приобщили детей к спорту. И вообще, считаю, с учителями и школой нашим детям повезло. У нас прекрасный педагогический коллектив. И мы рады, что живём именно здесь. 

Надежда Шнайдер поделилась любопытным наблюдением – в последние годы начальные классы в Балайской школе стали увеличиваться! В этом учебном году в первый класс пришли 24 ребёнка. И это в поселковой школе! Так что Балай жив и будет жить! 

– В последнее время мы с мужем, можно сказать, повернулись к нашей христианской вере, стараемся лучше её понять и изучить, – говорит Надежда Михайловна. – Обязательно празднуем Рождество Христово. Вот уже несколько лет каждый мой день начинается и заканчивается молитвой. Может быть потому, что я – мама, а старших дочерей нет рядом со мной, я хочу как-то им помочь, защитить молитвой. И чем дольше живу, тем больше меня тянет в церковь. 

Каждое лето семья Шнайдер выезжает на озёра в Хакасию. Ставит там палатку, изучает окрестности и ходит по некрутым горам. Обязательный атрибут в таких путешествиях – гитара. В семье Шнайдер абсолютно все играют на этом инструменте. 

– Двоюродный брат показал мне «три аккорда я сыграю гордо», – улыбается Надежда Михайловна. – Я научилась этим трём аккордам, потом нашла специальную книжку, по которой училась дальше. Затем школьная учительница музыки подсказала, что да как нужно правильно делать. Муж тоже в этом деле самоучка. Мы в своё время очень любили творчество барда Олега Митяева, выучили наизусть почти все его произведения. Потом находили новых исполнителей, которые поют хорошие песни – о душе, России, земле, дружбе, любви… 

«Любить всей душой и сердцем» – главный принцип Надежды Шнайдер во взаимоотношениях с детьми. Она считает, что невозможно не любить своих детей. И нужно принимать их такими, как они есть, без всяких оговорок. 

– У нас в Балайской школе работала учительница, Надежда Николаевна Лейман, царство ей небесное, – говорит Надежда Шнайдер. – У неё было шестеро детей. И я у неё в своё время спрашивала, как это – любить каждого всем сердцем, ведь их всё-таки шесть человек. А она мне сказала: «Я люблю всех, но каждого по-разному». И я долго не могла понять: как это «по-разному»? Одного больше, другого меньше? Но потом, когда сама стала мамой, до меня вдруг дошло: нет, не больше-меньше. По-разному, потому что они – разные! И ведь именно так на самом деле и есть! Затем я перенесла этот принцип на свой класс. Я тоже всех своих учеников люблю, но ведь на самом деле всех люблю по-разному! Потому что одному ребёнку нужна моя помощь, другому – психологическая поддержка, третьего нужно направить по правильному пути, четвёртого – просто подбодрить. Я считаю, что нельзя ругать детей. Их надо воспитывать по-тихому, без раздражения и агрессивных эмоций. Это то, в чём я уверена как мама четверых детей. Хотим мы того или не хотим, но дети всё списывают с родителей: отношение к жизни, манеру поведения, жесты, интонации, словарный запас… Поэтому надо воспитывать себя. А дети на нашем примере сами воспитаются! 

Ольга БЕЗГОДОВА

Комментариев нет:

Отправка комментария