16+

НЕ МОГУ ЖИТЬ БЕЗ ШКОЛЫ!

Учитель математики школы № 40 Жанна Попова с детства мечтала преподавать в школе швейное дело.


– В наше время в школе были занятия УПК (учебно-производственный комплекс), где мы занимались швейным делом. И мне до сих пор очень нравится шить, – говорит Жанна Эдуардовна. – Но для того, чтобы стать преподавателем швейного дела, нужно было пройти много учебных ступеней. И не факт, что в итоге я бы получила эту профессию. А вот тяга к преподаванию всегда была очень сильной. Из всех основных школьных предметов мне больше всего нравилась математика. Я любила решать сложные и интересные задачи. Да и учителя у нас были просто замечательные, особенно по математике. Поэтому я и выбрала эту специальность. 

Жанна родилась в Уяре, но в 1974 году, когда ей исполнилось шесть лет, её семья уехала на Крайний Север, в Дудинку. В этом северном городке она и училась. В 1985 году поступила в Красноярский педагогический институт. Причём поступила довольно легко, несмотря на высокие требования. Сначала сдала устный экзамен по математике, где нужно было продемонстрировать теоретическую подготовку, знание математических свойств и определений, а также умение их доказывать. Потом была письменная контрольная по математике. На ней проверялась способность решать практические задачи. Жанна очень благодарна учительнице математики в Дудинке, которая помогла ей подготовиться. Также она посещала специальные курсы в институте, где преподаватели готовили выпускников школ к поступлению на физико-математический факультет. Во время обучения Жанны этот факультет был разделён на два: «математика и информатика» и «физика и информатика». Выбор пал на первый вариант. 

– Начиная с третьего курса, мы ходили на практику в красноярскую школу. Я помню момент, когда учительница, мой наставник, попросила меня позаниматься с детьми, вернувшимися в школу после болезни, – им нужно было помочь наверстать пропущенный материал. Группа ребят небольшая, человек пять–шесть. Ну и как все дети, они решили испытать новенькую учительницу – принесли в класс живую мышь. А у меня в то время были длинные пышные волосы с химической завивкой. И ребята запустили мышь мне в волосы. Я очень спокойно сказала им: «Ребятишки, вытащите мышку, я чувствую, что она начинает вить гнездо на моей голове». Думаю, мой невозмутимый тон на детей подействовал, они удивились: «Вы что, не боитесь?» А я ответила: «Нет, конечно! Просто мышку жалко, она может запутаться в волосах и задохнуться!» После этого ученики меня больше не проверяли, – смеётся Жанна Эдуардовна. 

После института, который моя героиня окончила в 1989 году, её по распределению направили в село Дубенское Шушенского района, где имелась девятилетняя школа. Эта была очень маленькая школа с небольшим количеством детей. Молодая учительница с энтузиазмом принялась за работу и изо всех сил старалась привить своим ученикам любовь к математике. Местные ребятишки были очень добрыми, неконфликтными и отзывчивыми. Находить с ними контакт было легко. Но почему-то и у детей, и у их родителей было убеждение, что математика им особо не пригодится в жизни. И такое отношение к её предмету часто обескураживало молодую учительницу. 

Там же, в селе Дубенское, Жанна Эдуардовна вышла замуж. В 1995 году молодая семья Поповых переехала в Уяр. Два года моя героиня заменяла учительницу математики в школе № 2, которая была в декретном отпуске. В 1997 году Жанна Эдуардовна начала работать в школе № 40. И трудится там уже 23-й год. А её общий стаж – 31 год. 

Как известно, 90-е годы для России были очень тяжёлыми. Бюджетникам подолгу не выплачивали заработную плату. А уйти во внебюджетную организацию было страшновато из-за неопределённости. В то время одной из самых престижных и надёжных считалась деятельность в финансово-кредитной сфере. И Жанну Попову даже звали в банк, так как её профиль – математика и информатика – очень подходил для этой работы. С компьютером она была на «ты», а в то время как раз начиналась цифровизация многих сфер, в том числе банковской. И, казалось бы, работа в банке была стабильной, зарплата выше. 

– Но я подумала над этим предложением и отказалась, – говорит Жанна Эдуардовна. – Просто не могла представить себя на этой работе. Весь день сидеть, перебирать бумажки и что-то делать на компьютере – это не для меня. Я хочу быть в гуще событий, чтобы вокруг всё двигалось, бурлило, какой-то процесс шёл. Мне необходима работа, на которой забываешь про свой возраст. И именно в общении с детьми я чувствую прилив жизненных сил. С ними никогда не бывает скучно. А работая с современными детьми, приходится им соответствовать. Они очень продвинутые в сфере интернета, социальных сетей и прочего. И чтобы не выглядеть «мамонтом», мне приходится самой во всё это вникать и многое изучать. Спасибо моей младшей дочери, которая помогает мне разбираться в этих темах. 

На счету Жанны Поповой, как классного руководителя, уже два полных выпуска – своих учеников она вела с пятого по одиннадцатый классы. А один раз приняла семиклассников и доучивала их до девятого класса. В начале этого учебного года Жанна Эдуардовна стала классным руководителем у пятиклассников. 

Некоторые выпускники из её классов уже окончили вузы и вернулись в родную школу в качестве педагогов. 

– Особенно меня приятно удивила моя бывшая ученица, очень умная девочка, которая выпускалась в 2004 году, – делится Жанна Эдуардовна. – Она окончила институт, вернулась в Уяр и пришла работать в школу № 40 социальным педагогом. А у нас на тот момент была ещё вакансия учителя информатики. Я её уговорила пройти курсы переподготовки и освоить новую специальность. И в итоге из неё получился замечательный учитель информатики! Она преподаёт этот предмет больше десяти лет, очень хорошо работает с детьми и готовит их к ЕГЭ. Есть в моей бывшей ученице особенная жилка. И этот пример меня очень радует. А ещё мне радостно видеть, что в нашей школе учатся дети моих выпускников. Особенно нравится, когда они спрашивают: «А правда, что вы мою маму учили? Ой, расскажите, какой она была!» 

Жанна Попова – человек неугомонный и творческий, она не может сидеть без дела даже в отпуске. Раньше моя героиня много вышивала крестиком. Одна из её работ даже участвовала в краевом конкурсе декоративно-прикладного творчества среди педагогов – и получила диплом. А в последние восемь-девять лет Жанна Эдуардовна увлеклась бисероплетением. Она создаёт из бисера трёхмерные композиции, похожие на яйца работы Фаберже или яйца с пасхальными узорами. Деревянные заготовки оплетаются бисером и водружаются на специальные подставочки или раскладываются в импровизированные птичьи гнёзда. Смотрится очень красиво! 

У супругов Поповых две дочери и двое внучат. Дочери – главная причина, благодаря которой семья смогла преодолеть сложные времена безденежья в 90-х годах. Супругам некогда было хандрить, так как все мысли были о том, что надо вырастить и поставить на ноги дочерей. Да и работа с детьми в школе не позволяла унывать и поддаваться пессимизму. 

Я спросила у Жанны Эдуардовны, за что она любит свою профессию. 

– Это всё равно, что спросить у ребёнка, за что он любит маму и папу, – ответила моя собеседница. – За всё! Когда-то давно я посмотрела старый советский фильм «Долгая дорога в дюнах». Там девушка, которая собиралась выйти замуж, спросила у своей мамы, правильный ли она сделала выбор. Мама ответила приблизительно следующее: «Ты сама себе задай вопрос, сможешь ли жить без этого мужчины. И если ответишь «нет», то твой выбор – верный». И когда я себя спрашиваю, смогу ли я жить без школы, честно отвечаю: нет! Не представляю себя в другой профессии. Я просто не смогу жить без школы! 

Ольга БЕЗГОДОВА

Комментариев нет:

Отправка комментария