16+

МУСОРНАЯ РЕФОРМА: ДВИЖЕНИЕ С ПРОБУКСОВКОЙ

В 2019 году в нашей стране повсеместно начал реализовываться национальный проект «Экология». Одна из его целей – создание в России комплексной системы обращения с отходами. Как раз с нацпроектом «Экология» и связан активный этап реализации так называемой «мусорной реформы».

ЛИСТВУ НЕ БЕРЁМ! 

На страницах газеты «Вперёд» мы неоднократно рассказывали об этой реформе на территории Уярского района: её начальных этапах и дальнейшем развитии. А недавно довольно красочно подвели своеобразные итоги полугодовой реализации этого грандиозного проекта в нашем муниципальном образовании: отметили достижения «мусорной реформы» и рассказали об установившейся системе сбора отходов, с которой согласились жители и которая позволила практически очистить территорию района от несанкционированных свалок. 

Но вот уже почти месяц на улицах Уяра и других населённых пунктов после проезда машины по сбору мусора то тут, то там остаются лежать чёрные мешки и другая тара, в которых находятся листва или ветки от обрезки кустарников. Люди стали звонить в редакцию с жалобой на регионального оператора, отказывающегося вывозить мешки с листвой. 

– Интересная картина получается, – возмущается позвонивший нам мужчина, представившийся Иваном Генриховичем. – Подъезжает контейнеровоз для мешочного сбора мусора, выходит работник и, прежде чем загрузить мешки в бункер, ощупывает их. В результате два моих мешка, в которых были листва и ветки от смородины, остаются лежать на прежнем месте. На мой вопрос, почему вы обошли их стороной, работник ответил, что листва не относится к твёрдым коммунальным отходам, а потому погрузке не подлежит. С этими словами он уехал. 

Иван Генрихович поинтересовался у нас, как быть в таких случаях и куда в результате девать картофельную ботву, смёт листвы, ветки деревьев и кустарников. 

– Ну не везти же всё это, как раньше, за город в лес! – сетует мужчина. – Для чего тогда, скажите, нас в течение 2019 года приучали к порядку по обращению с ТКО, а тут всё враз перечеркнули таким безразличием к происходящему – мол, не положено, и всё тут! Разъясните, пожалуйста, через газету, что за ситуация со сбором ТКО сложилась в настоящее время у нас в районе? 

ЕСТЬ ЛИ ОСНОВАНИЕ? 

Ну что ж, давайте попробуем разобраться. Так на каком же основании региональный оператор по обращению с ТКО, коим на территории Уярского района и города Уяра является ООО «Агропромкомплект», считает, что растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к твёрдым коммунальным отходам, и отказывается принимать этот мусор от населения? 

А оказывается, регоператор основывается всего-навсего на рекомендательном письме министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.07.2020 «Об отнесении образующихся в процессе содержания зелёных насаждений отходов ТКО», из которого вытекает, что растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к твёрдым коммунальным отходам. А, значит, эти отходы подлежат вывозу в соответствии с заключённым договором с организациями, обладающими соответствующей разрешительной документацией. 

Я же считаю (подчёркиваю – это моё личное мнение), данный документ министерства природных ресурсов и экологии мог родиться в поддержку деятельности региональных операторов в связи с тем, что во многих субъектах РФ депутаты Заксобрания пересмотрели тарифы за ТКО в сторону уменьшения, посчитав, что регоператоры не доказали обоснованность столь высоких тарифов. Но в нашем регионе этот тариф значительно ниже (на 20 %), чем в среднем по России, поэтому и не был снижен. На сегодня тариф у нас составляет 81,11 рубля с человека при нормативе накопления 0,07 куб. м = 70 литров = 13,35 кг ТКО на человека в месяц. Но почему же тогда мусор, собранный при уборке придомовой территории, в том числе так называемый смёт листьев, а также скошенная трава, обрезанные ветки деревьев и кустарников региональный оператор отказывается принимать от населения? 

Давайте разбираться и в этом вопросе. Но начнём, как говорится, с азов: что же это за услуга – вывоз ТКО? 

Как все помнят, с 1 января 2019 года законодательством РФ введены новые правила утилизации бытового мусора, где вместо вывоза ТБО появилась новая услуга – вывоз ТКО. 

Многих жителей сразу заинтересовал вопрос: что собой представляет новый термин «за ТКО» в платёжках за коммунальные услуги. Скажу так: твёрдые коммунальные отходы – это обыкновенный мусор, который ежедневно копится в домах в результате нашей жизнедеятельности. Значит, разницы между ТБО и ТКО для обычных граждан нет. Но разница, и существенная, всё-таки есть: вывоз ТБО относился к жилищным услугам, а вывоз ТКО – к коммунальным услугам и подлежит регулированию иным федеральным законом «Об отходах производства и потребления». 

Другой вопрос, который интересует наших граждан, – что входит в состав ТКО? 

Состав твёрдых коммунальных отходов (ТКО) определён несколькими нормативными правовыми актами, в том числе: 

– статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, в которой говорится, что «твёрдые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд»; 

– пунктом 2 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением правительства РФ от 12.11.2016 №1156, который определяет, что «крупногабаритные отходы – это твёрдые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах»; 

– пунктом 3 Правил определения нормативов накопления ТКО, утверждёнными постановлением правительства РФ от 04.04.2016 № 269 (в редакции от 15 сентября 2018 года), который устанавливает, что «в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории». 

Таким образом, исходя из представленных норм, к ТКО относятся: 

1. Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Очевидно, что к таким отходам относится различного рода бытовой мусор, упаковки от товаров, не пригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства. 

2. Товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Кстати, законодательство не уточняет ни характеристик, ни габаритов товаров, утративших свои потребительские свойства. 

3. Крупногабаритные отходы (в том числе мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.). Крупногабаритные отходы (КГО) входят в состав ТКО и не классифицируются как-то иначе. Региональный оператор по обращению с ТКО обязан вывозить КГО в составе прочих ТКО. Стоит заострить внимание, что «отходы от текущего ремонта жилых помещений» тоже отнесены к ТКО (применение термина «строительные отходы» в данном случае некорректно, поскольку строительные отходы образуются на стройке, а в жилых помещениях многоквартирного дома могут образовываться «отходы от текущего ремонта жилых помещений»). 

4. Отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. Мусор, собранный при уборке придомовой территории, в том числе смёт листьев, скошенная трава, пыль, песок, иные предметы и субстанции – всё это учтено при определении нормативов накопления ТКО. Следовательно, весь мусор, собранный при уборке придомовой территории, относится к ТКО. Стоимость его вывоза из мест накопления ТКО уже учтена в нормативной стоимости коммунальной услуги, а, следовательно, повторное предъявление такой услуги к оплате не основано на законе. 

ВЫВОД 

Законодатель в стремлении централизовать процесс переработки мусора включил в состав твёрдых коммунальных отходов почти все возможные отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности граждан и при обслуживании многоквартирных домов, в которых эти граждане проживают. Попытки региональных операторов по обращению с ТКО исключать отдельные виды отходов из состава ТКО с целью истребования дополнительной оплаты их вывоза – неправомерны. А рекомендательные письма не могут отменять действия законодательных и иных нормативных и правовых актов. 

Кстати, в своём информационном письме от 29.04.2020 года министр экологии и рационального природопользования Красноярского края Павел Корчашкин, ведомству которого деятельность региональных операторов по обращению с ТКО подотчётна, указывает, что растительные отходы, образованные при уборке придомовой территории, подлежат сбору и транспортированию силами региональных операторов в рамках утверждённого тарифа. 

Сергей БАЛАЦКИЙ

Комментариев нет:

Отправка комментария