16+

ЧТОБЫ ИМИ ГОРДИЛАСЬ СТРАНА!

Я вхожу в совет клуба «Подвиг» и часто бываю на встречах с ветеранами войны, вдовами и матерями воинов, не вернувшихся с полей сражений. Рассказы прямых свидетелей тех огненных лет рождают во мне потребность в стихотворной форме запечатлеть героизм и патриотизм уходящего поколения защитников Отечества.

Я рада, что теперь эти стихи читают на уроках мужества в школах, на торжественных проводах в армию, на ежегодном конкурсе «Спелая клюква», который проходит в Уярском Доме культуры. Пишу сейчас об этом, чтобы пояснить применение в данной статье отдельных строчек из моих стихотворений, опубликованных в сборнике «Тот Победный Салют». Эти строки всплывали в моей памяти, когда я читала книги Татьяны Юркиной «Учитель в солдатской шинели» и «Бессмертный полк Канского педагогического училища», подаренные мне недавно автором (об этом писала газета «Вперёд»). Напомню, Татьяна Юркина – бывший преподаватель истории Канского педагогического училища, собравшая большой материал о выпускниках своего учебного заведения, которые впоследствии сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Она сумела сплотить вокруг этой темы многочисленную поисковую группу «МИГ-41» («Мы Ищем Героев – 41 года»). Считаю, что титанический труд Татьяны Ивановны заслуживает самой высокой оценки.

Уходят герои минувших сражений, мы знать их должны имена. Чтобы крепкой была у нас связь поколений, чтобы всеми гордилась страна. 

Месяц понадобился мне, чтобы прочитать книги Татьяны Юркиной о героических подвигах на фронте и в тылу 133-х педагогов и выпускников Канского педагогического училища: бойцов, сапёров, связистов, лётчиков, танкистов, медицинских сестёр... 

К известному выражению «У войны не женское лицо» Татьяна Юркина добавила: «… но женщины на войне – это те же солдаты, только этим солдатам в два раза тяжелее, быть может, и страшнее. Им бы учиться, детей растить, а на их долю выпала тяжёлая военная работа – Родину защищать». 

Например, Нина Михайловна Лазицкая, которая служила в 414-ом батальоне линейной связи (ОБЛС) и награждена медалью «За боевые заслуги». А как описано во второй книге тяжёлое детство Маши Плотниковой, впоследствии Марии Павловны Степанюк – военной медсестры, а затем педагога. Падающие на землю бомбы, свистящие вокруг пули, кровоточащие раны солдат… Им надо оказать первую помощь, перевязать, перенести подальше от поля боя. Сколько жизней спасли такие медсестрички! И сколько погибло их самих... 

Сестричка, милая моя сестричка, ты с того света вернула меня. Позволь мне однажды средь ночи присниться, с этой минуты ты мне как родня. 

26-ти наименований орденов и медалей удостоены были 133 педагога Канского педагогического училища, которым пришлось надеть солдатские шинели. И многие из них награждались по несколько раз. А сколько всего сибиряков разных возрастов и профессий по призыву и добровольцами уходили на фронт (в том числе и мой отец-железнодорожник Яков Григорьевич Кирюхин). Наши земляки были весомой силой в составе советской армии и внесли огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне. 

Сибиряк воевал за державу, невзирая на возраст и чин. И сегодня гордятся их славой дорогие мои москвичи… В Истринском районе Подмосковья, по Волоколамскому шоссе, где стояли насмерть наши воины, немцев не пустившие к Москве. Памяти их подвиги достойны! Там сооружён мемориал (сколько в тех местах их захоронено…) молодым родным сибирякам. 

Хочу отметить, что Татьяна Юркина не только написала книги, увековечив в них имена героических выпускников Канского педучилища, но и сумела добиться установки на территории этого учебного заведения памятной стелы. Скульптура журавля, устремлённого в небо, выполнена красноярским художником Андреем Мурзиным. 

В книгах Татьяны Ивановны много ярких воспоминаний, характеристик педагогов того времени. «Можно и надо полагать, что связь поколений никогда не прервётся», – делает заключение автор после трудных, но успешных поисков сведений о членах педагогического коллектива Канского училища – учителях в солдатской шинели. 

Но всем, кто читает книги Татьяны Юркиной, нужно задаться вопросом: из каких корней выросло то прославившее себя и страну поколение? И что надо срочно предпринять, чтобы вернуть в общество те нравственные ценности, которые были у наших людей раньше? Увы, за годы перестройки мы потеряли многое из того, на что ориентировались предыдущие поколения. И вообще – что такое «новое мышление»? Одно дело – свобода слова, свобода выбора профессии. Но это не означает вседозволенность, господство принципа «что хочу, то и ворочу». Люди – не волчья стая в лесу. В обществе должны быть какие-то правила поведения, законы, которые надо исполнять. У каждого человека должны быть в приоритете такие понятия, как совесть, долг, обязанность, патриотизм. 

Родину любить – это не просто её красотой восхищаться, а что-то отдать ей для полного счастья. Возделывать землю, деревья садить, учиться, учить и границы хранить. 

В обществе должны соседствовать уважение, сочувствие и внимание друг к другу, самоотверженный труд, направленный на процветание городов и деревень, ответственность каждого человека за свои поступки. И в воспитании таких людей большая роль отводится учителю. Каждый, кто выбирает для себя именно эту профессию, должен понимать и представлять, какими выйдут из школы её выпускники – молодые члены общества, будущие мамы и папы, труженики и защитники Отечества. 

А ведь школьный порог не во все времена в счастливую жизнь провожал. Мы свято хранить должны тех имена, кто бесстрашно в бессмертье шагал. 

Я считаю, мы все должны держать равнение на таких учителей, о которых пишет в своих книгах Татьяна Юркина. Но достойна подражания и она сама. Конечно, Татьяна Ивановна не участница войны, но она, написав две замечательные книги, словно тоже прошла фронтовыми дорогами с 133 бойцами Бессмертного полка Канского педагогического училища. С теми, кто погиб, и с теми, кто вернулся домой. И думаю, Татьяна Юркина достойна, чтобы ей вручили медаль «75-летие Победы» и другие награды. 

Пятнадцать лет назад я написала стихотворение, которое мне вспомнилось после прочтения книг Татьяны Юркиной. 

Ах, эти годы! Но всё это было… чуткие сны и бессонные ночки… Как же я вас безоглядно любила, утром, проснувшись, ждала вечерочки. С высоты своих лет, их почти 90! Понимаю, что нет, всё сложилось не просто. Самой юной поры нашей юности милой смяли годы войны и любимых могилы. Нам тогда повезло, мы остались живыми. Сколько лет утекло, но мы помним поныне – и любимых глаза, и солдатские клятвы: бить врагов до конца, ненавистных, проклятых. Каждый день, каждый год, а их было четыре, но окончен поход, мы живём в светлом мире. Каждый бывший солдат шестьдесят этих лет помнит горечь утрат и салюты побед. Мирной жизни удачи, соловьиные трели… Не могло быть иначе, мы так много успели! Нам завидовать можно, нашей воле, терпенью. Мы ведь дали возможность жить другим поколениям! Как сегодня вам жить? Наш совет – не указ? Но Отчизну любить научитесь у нас!   

Тамара ШИКУЛА

Комментариев нет:

Отправка комментария