16+

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРИМЕТ НАРОД

О правомерности процедуры внесения поправок в Конституцию РФ информирует эксперт Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» кандидат юридических наук Эвелина ПАВЕЛЬЕВА.

– В настоящее время существующий порядок внесения поправок в Основной документ страны и вступления их в силу определён законом о поправке к Конституции РФ. По инициативе главы государства к сохраняющемуся конституционному порядку внесения поправок (рассмотрение и принятие в обеих палатах Парламента, утверждение региональными парламентами, подписание президентом) предложена демократическая форма волеизъявления граждан – общероссийское голосование. Характер такого предложения соответствует демократическим принципам и нормам международного права. В частности, речь идёт о реализации п. 1 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в которой предусмотрено право каждого гражданина принимать участие в управлении государством. Именно итоги волеизъявления людей станут ключевым фактором, который определит вступление конституционных поправок в силу. Окончательное решение об этом принимается только после оглашения результатов общероссийского голосования, что подчеркивает полноценную и ключевую роль демократических институтов, реализацию принципа народовластия в данном процессе. Тем самым происходит институционализация и закрепление практики голосования граждан по важнейшим государственным вопросам в дальнейшем. 

Как установлено в законе о поправках, организатором голосования выступает вся система избирательных комиссий, продемонстрировавшая серьёзный шаг на пути совершенствования избирательного дела. Сегодня можно смело заявить о том, что таким образом созданы условия для наиболее открытой, прозрачной и законной реализации электоральных процессов в стране на всех уровнях. Использование положительного и прогрессивного опыта избирательной системы позволяет обеспечить максимальную легитимность процесса, отразить реальную волю гражданского общества. 

Важный шаг в демократизации процесса – участие в нём различных институтов и структур гражданского общества. Именно это подчёркивает открытость процедуры голосования. Институт общественного наблюдения в ходе такой кампании становится важнейшим инструментом легитимации результата волеизъявления россиян. Практический опыт участия общественных наблюдателей в контроле за соблюдением прав граждан позволит минимизировать возможность посягательств на демократические принципы и свободы граждан. Положения вышеназванного закона позволяют осуществлять общественный контроль весь период – с начала подготовки голосования до момента определения результатов. 

Широкое профессиональное обсуждение, инициирование и выработка общественностью предложений по содержанию поправок к Конституции, а также факт непосредственного включения значительной части предлагаемых изменений в законопроект свидетельствуют, в свою очередь, о потребности гражданского общества в выражении собственной позиции по вопросам государственного строительства. Одним из ключевых нововведений становится вызванное политической целесообразностью перераспределение функций и ответственности между ветвями власти, в частности, расширение полномочий парламента, что также доказывает динамичность системы, её способность к саморегуляции и реагированию на вызовы времени. 

Говоря о международном опыте, стоит отметить, что подобные формы плебисцита проводятся также в других странах, являются трендом времени и свидетельством высокой политической культуры власти и общества. 

Выбор формы преобразования Основного закона зависит от множества факторов. Любые утверждения о наличии неких универсальных правовых стандартов в данном случае подразумевают откровенное лукавство. Так, принято считать, что в идеале изменение Конституции предполагает, с точки зрения норм международного права, обязательное проведение референдума. Однако в Конституции США, например, институт конституционного референдума отсутствует в принципе. Поправки в Конституцию США может вносить либо Конгресс (при условии ратификации на уровне штатов), либо Национальный Конвент. Однако при этом Национальный Конвент никогда не созывался, а в законодательстве США отсутствуют нормы, регламентирующие его проведение. В свете этого становится очевидно, что любые попытки оценить процедуру внесения поправок в Конституцию РФ с позиции неких «общепринятых норм и стандартов» представляют собой фикцию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий