16+

ТРУДОВАЯ КНИЖКА ТЕПЕРЬ БУДЕТ ЭЛЕКТРОННОЙ

С 1 января 2020 года в России вступил в силу федеральный закон о введении электронной трудовой книжки. В чём её преимущество, могут ли граждане и дальше пользоваться бумажной трудовой книжкой, какие сведения о работнике будут предоставлять работодатели и как эти данные будут сохраняться – об этом мы беседуем с начальником управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Уярском районе Еленой ВЛАДЫКИНОЙ.

– Елена Борисовна, в связи с введением электронной трудовой книжки, какую информацию будут передавать работодатели в ПФР с нового года? 

– С 1 января 2020 года работодатели будут ежемесячно предоставлять в электронном виде в Пенсионный фонд данные о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника. В том числе о приёме на работу или увольнении, о месте работы, профессии, должности, а также сведения о любых изменениях, которые происходят внутри организации, например – перевод с одной должности на другую, из одного структурного подразделения в другое или переименование организации. Раньше в Пенсионном фонде таких данных не было, теперь же всё, что записано в трудовой книжке, будет предоставляться нам в электронном виде от работодателей в соответствии с Трудовым кодексом. 

– В какие сроки работодатели будут предоставлять эти сведения в Пенсионный фонд? 

– Начиная с этого года, работодатели будут ежемесячно предоставлять нам сведения о работниках. Первый отчёт – за январь мы должны получить до 15 февраля. А с 2021 года данные будут предоставляться более оперативно. То есть сведения о приёме на работу и увольнении работодатель будет передавать нам на следующий рабочий день. Это нужно для того, чтобы у работника сразу были на руках эти сведения для его последующего трудоустройства. Остальные сведения работодатели будут предоставлять также ежемесячно. 

– Понесут ли какие-то расходы работодатели? 

– Все процессы будут осуществляться в рамках стандартных процедур и на основе доработанных бухгалтерских программ. Поэтому работодателю нужно будет просто освоить новую версию. 

– Работники, которые хотят сохранить бумажные трудовые книжки, должны написать об этом заявление в 2020 году. Кто обязан уведомить об этом работника? Есть ли какие-то сроки уведомления? Как быть, если работник увольняется с места работы, где он писал заявление, и трудоустраивается в другом месте? 

– По закону работодатель обязан до 1 июля нынешнего года уведомить своих сотрудников об изменениях в трудовом законодательстве. При этом предусмотрено, что гражданин в течение 2020 года должен сделать выбор и написать заявление о том, что он либо оставляет свою бумажную трудовую книжку, либо переходит на электронную. В случае если работник выбирает новый формат, то бумажную трудовую ему выдают на руки. При увольнении работодатель предоставляет работнику сведения о трудовой деятельности по специальной форме либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, – как выберет сам работник. Но если вдруг он потеряет этот документ, то все сведения всегда можно получить из базы данных ПФР. 

В случае если работник выбирает бумажную трудовую книжку, то работодатель просто продолжает её вести и при увольнении выдаёт её на руки. У следующего работодателя такой работник также имеет право вести бумажную трудовую книжку или изменить свой выбор. 

Для сотрудников, которые с 2021 года впервые вступают в трудовую деятельность, организации будут вести сведения о трудовой деятельности только в электронном виде. 

Кроме того, если человек не написал ничего в течение 2020 года, например, был в длительной командировке, отпуске, болел или не работал, то за ним и после 2020 года сохраняется право написать заявление о своём выборе в пользу бумажной или электронной трудовой книжки. До тех пор работодатель будет продолжать вести его трудовую книжку в бумажном виде. 

– Будут ли в электронной трудовой книжке сведения о причине увольнения? Сможет ли следующий работодатель увидеть, по какой причине уволили сотрудника? 

– Да, будут вписаны номер приказа об увольнении и основание для увольнения. 

– Без согласия сотрудника работодатель может взглянуть на эти данные? 

– Нет, конечно. Это персональные данные. 

– Электронная трудовая книжка не может случайно потеряться? 

– Не может. Сведения о трудовой деятельности хранятся в системе Пенсионного фонда, которая соответствует всем требованиям по приёму, хранению и обработке персональных данных. Для этого применяется самое современное оборудование, использование которого одобрено и рекомендовано регуляторами в области защиты информации. Гораздо чаще люди теряют бумажные трудовые книжки. 

– Если вдруг внесли неправильные сведения в электронную трудовую книжку, что тогда делать? 

– Если внесены неправильные сведения по вине работодателя, то на основании заявления работника он обязан направить нам уточняющие формы отчётности. 

– Предусмотрено ли какое-то наказание для работодателей за неправильное предоставление в Пенсионный фонд данных о работниках? 

– Да, в Госдуму уже внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Работодатель несёт ответственность за несвоевременное, неполное и неправильное предоставление сведений о трудовой деятельности граждан. Если есть нарушения в сроках, полноте и достоверности предоставленной информации, то Пенсионный фонд направляет такую информацию в Роструд. И уже Роструд применяет меры административного воздействия в отношении этого работодателя. В том законопроекте, который поступил в Госдуму, такой мерой является предупреждение. 

– Будут ли работодатели передавать сведения о наградах, почётных грамотах министерств и ведомств, благодарственных письмах, знаках отличия? Сегодня можно внести эти сведения в трудовую книжку. 

– Предоставление информации о наградах в составе сведений электронной трудовой книжки не предусмотрено. Это связано с тем, что и сейчас различные льготы, которые предоставляются в связи с наличием наград, назначаются не на основе сведений из трудовой книжки. Для этого нужно предоставить государственную награду и документы к ней в соответствующий орган – управление соцзащиты, Пенсионный фонд или другой. 

Поэтому дополнять сведениями о награде трудовую книжку нет необходимости. Кроме того, это лишняя нагрузка на работодателей. Трудовая книжка – это инструмент для учёта стажа, а награды – для получения льгот. 

– Если человек потерял справку о трудовой деятельности или ему нужны эти сведения для предоставления по месту требования, то где он может их взять? 

– Сведения по установленной форме могут выдать работодатель, Пенсионный фонд, их можно получить в МФЦ. Также их можно получить в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда или портале Госуслуг. Эти сведения можно распечатать или отправить по месту требования в электронном виде. При этом документ не надо заверять, поскольку он уже будет с электронной подписью. 

Мы сейчас и с материнским капиталом так сделали. Не обязательно получать сертификат в бумажном виде, можно подать заявление и получить решение о выдаче маткапитала в электронном виде в своём личном кабинете или в МФЦ. 

Записала Ольга БЕЗГОДОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий