16+

«ОБРАЩАЕМСЯ К ВАМ, КАК В ПОСЛЕДНЮЮ ИНСТАНЦИЮ…»

В редакцию обратилось несколько уярцев, которые рассказали об актуальных проблемах, важных для многих жителей района. Мы постарались дать подробные разъяснения по каждому обращению наших читателей.

ЛОЖНЫЙ ЛИ ВЫЗОВ? 

Житель Уяра Юлий Константинович Житков пожаловался на действия работников Толстихинского района электрических сетей (РЭС) Юго-Восточных электрических сетей (ЮВЭС). Его интересует вопрос: законно ли плановое отключение электроэнергии в связи с ремонтными работами без предупреждения потребителей? 

– Мы постоянно слышим из бравурных докладов энергетиков о бесперебойном электроснабжении потребителей, – сказал Юлий Константинович. – Они подчёркивают, что это важно не только для жилого сектора, но и для предприятий, ведь отключение электричества приведёт к серьёзным убыткам для бизнеса. Однако о том, какие последствия повлекут внезапные отключения электричества для жителей, да ещё в зимнее время, энергетики умалчивают.
 

По словам Юлия Житкова, на улице Крылова два дня, в пятницу, 15 ноября, и понедельник, 18 ноября, отключалась электроэнергия на весь световой день. Энергетики объяснили это плановыми ремонтными работами. 

– Но жителей об этом никто никогда заранее не предупреждает, – возмущается Юлий Житков. – А ведь в каждом доме на нашей улице печное водяное отопление, циркуляция воды осуществляется при помощи электронасоса. И вот ситуация: котёл полностью загружен углём, а в это время отключается электричество, циркуляция в системе прекращается, и котёл, если его не затушить, переходит в паровой режим. В результате может произойти взрыв! Такое чуть не случилось 15 ноября в одном из домов на нашей улице. Утром работники ЮВЭС отключили у нас электроснабжение. В доме, о котором я говорю, из котла, что называется, из всех щелей, повалил пар. Хозяйка испугалась, думала, что пожар, и позвонила по номеру 01. Пожарные приехали быстро, разобрались в ситуации на месте и притушили уголь в топке. Но вызов оформили как ложный, посчитав, что работы для пожарной команды не было. А ведь до взрыва котла оставалось совсем немного! Разве это не чрезвычайное происшествие? Так законны ли действия работников Толстихинского РЭС ЮВЭС, без предупреждения отключающих электроэнергию? И ещё – существуют ли какие-то нормативы по срокам отключения электричества? 

Редакция попыталась найти ответы на вопросы нашего читателя в существующем законодательстве. Однако ситуация оказалась неоднозначной. С одной стороны действия энергетиков, конечно, незаконны, но при этом действующие нормативные акты в некотором роде защищают их, позволяя вести себя по отношению к потребителям совсем не по-партнёрски. Но здесь важно взглянуть на ситуацию под таким углом: а к каким серьёзным последствиям эти действия энергетиков могут привести? 

Раньше было так. Согласно п. 31 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказании этих услуг», максимальное время, которое большинство потребителей могло находиться без света – 24 часа. При этом поставщики должны были предупреждать об отключении электроэнергии в связи с плановыми ремонтными работами. Объявление об этом направлялось потребителю в срок не позднее 10 дней до момента отключения электричества. В нём указывались основание и сроки отключения. 

Однако с некоторого времени пункт 31 Правил утратил силу. Сегодня, в соответствии с изменениями, внесёнными в эти Правила 22 июня 2019 года, согласно п. 15, сетевая организация обязана информировать потребителей об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору. При этом пункт 31.6 этих же Правил гласит, что потребитель электроэнергии обязан иметь автономный резервный источник питания для обеспечения нормального электроснабжения… В то же время сетевая организация не несёт ответственности за последствия, которые могут возникнуть из-за того, что потребитель не выполнил требования настоящего пункта и в результате было повреждено оборудование. 

Что касается норматива на отключение электроэнергии, то тот же пункт 31.6 Правил устанавливает для потребителей, относящихся к третьей категории надёжности, допустимое время отключения электричества в год – 72 часа, но не более 24 часов подряд. Исключение – ремонтные работы, требующие более продолжительного периода. Уточню, что к третьей категории надёжности относится большинство потребителей (жилые многоквартирные дома, частный сектор и т.д.). 

Дополнительно вопрос от нашего читателя мы адресуем руководству Толстихинской РЭС ЮВЭС и ждём от него разъяснений по поводу того, как должно осуществляться информирование жителей о возможном отключении электроэнергии. Сообщаем также, что наша редакция готова предоставлять бесплатную печатную площадь для публикации графика отключения электричества. 

БЕЗОПАСНОСТЬ И ПОРЯДОК 

Проблемы со столбами линий электропередачи в Уяре у всех на устах. Недавно к нам за помощью обратились жители улицы Любови Шевцовой, которые опасаются падения деревянной опоры в их жилом секторе. 

– В Уяре уже всё перевернулось с ног на голову, даже в энергетике, – досадуют они. – Посмотришь на некоторые наши электрические столбы и невольно определяешь их состояние как «пьяное» – опоры стоят не вертикально, а вкривь и вкось. А на нашей улице, можно сказать, не провода висят на опорах, а опоры на проводах. Да ещё столбы стоят с наклоном под 45 градусов. К нашим домам уже отказываются подъезжать водители на грузовиках с дровами, углём и т.д. Боятся, что опоры свалятся на их автомобиль. Эти опоры обслуживают электромонтёры Толстихинского РЭС ЮВЭС. Мы не раз обращались к ним с просьбой отремонтировать наши электролинии, но реакции от энергетиков не последовало. Кажется, они привыкли выполнять все работы на аварийных участках только по решению суда в связи с исками энергопользователей. А самостоятельно организовать обход и оценить состояние всех своих энергообъектов, чтобы потом их отремонтировать, у них, видимо, руки не доходят. Обращаемся в редакцию, как в последнюю инстанцию – может, вы сможете повлиять на энергетиков, чтобы решить нашу многолетнюю проблему. 

Эту жалобу с фотографией аварийной опоры редакция направила руководству филиала ПАО «МРСК Сибири – Красноярскэнерго». Недавно мы получили ответ, в котором сказано, что работники Толстихинского РЭС до 25 ноября должны выправить эту опору. 

Хотим привести пример более партнёрских взаимоотношений между пользователями электроэнергии и уже другой сетевой организацией, которая также оказывает услуги по передаче электроэнергии – это район электрических сетей Уярской дистанции электроснабжения (ЭЧ-4). А такой вывод мы сделали после того, как в редакцию с аналогичной жалобой на аварийное состояние опоры линии электропередачи обратились жители дома № 7 по ул. Свердлова. 

– Столб, который стоит возле нашего дома, уже поеден короедом, особенно это заметно по его вырванной макушке, – рассказывает женщина, назвавшаяся Антониной. – Опора наклонилась уже несколько лет назад. На ней провода висят под напряжением! А вокруг дети бегают, да и взрослым страшно ходить по тротуару. Как жить рядом с таким столбом? Но никому нет дела до этого! 

Наша редакция нашла собственника этой линии электропередачи – им оказался РЭС-11 ЭЧ-4. Мы встретились с заместителем дистанции электроснабжения Андреем Руденко, который, выслушав жалобу, дал чёткий ответ на поставленный вопрос. 

– Замена этой опоры стоит у нас в плане на нынешний декабрь, – заверил Андрей Владимирович. – Постараемся выполнить эту работу в первой декаде декабря, как только необходимая техника придёт в Уяр. Просто в настоящее время она работает на другом участке обслуживания нашего предприятия. 

При этом Андрей Руденко убеждён, что жителям не стоит беспокоиться – существующая опора не упадёт до намеченных работ по её замене. А нам остаётся поблагодарить Андрея Владимировича за чуткое отношение к просьбам жителей Уяра. Кстати, можно отметить, что объекты энергетики, обслуживаемые ЭЧ-4, находятся в удовлетворительном состоянии и отвечают требованиям электробезопасности. 

«КУСАЧИЙ» ТАРИФ 

«Просим вас разобраться, законно ли изменили тариф на водоотведение – с 77,98 руб. за 1 куб. метр до 207,92 руб. – работники ООО «Легион», предоставляющие эту услугу? Канализационные стоки от многоквартирных домов № 35, № 35а, № 41, № 43 по ул. Уланова, № 4а по ул. Кравченко, № 14, № 18, № 21 по ул. Свердлова текут по централизованному коллектору и попадают на очистные сооружения АО «УЖБК», где проходят дальнейшую глубокую очистку. При этом откачка фекальных отходов ассенизаторскими автомобилями из накопительных септиков не производится по причине отсутствия последних. Таким образом, фактические затраты на водоотведение в наших домах значительно ниже, чем в других домах Уяра, где отсутствует централизованная канализационная система. Почему к нам вдруг с 1 сентября стали применять единый тариф на водоотведение в размере 207,92 руб. за 1 м3?» 
Такое письмо пришло недавно в редакцию, его подписали 67 жителей многоквартирных домов Уяра. Надо отметить, аналогичное послание было отправлено и прокурору района. 
Хочу сказать, что и у меня, как у потребителя, есть кое-какие вопросы и в связи с появившейся с 1 сентября новой услуги по водоотведению, и в связи с новым тарифом. Чтобы не быть голословным, объясню, какие плюсы и минусы я в этом вижу. Положительный момент – как потребителя, меня устраивает, что услуга по откачке и вывозу жидких бытовых отходов определена как «водоотведение» и утверждена как вид коммунальной услуги на территории города. Потому что только коммунальная услуга даёт основание для предоставления компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающей организации, а, соответственно, пользователям – обеспечение ограничения платы за коммунальные услуги. Зато отрицательных факторов в этом – два. Во-первых, услуга, которая раньше именовалась «Возмещение затрат на водоотведение (откачку и вывоз ЖБО)» и относилась к жилищной, с 1 сентября стала именоваться просто «Водоотведение», хотя в этом случае форма не меняет содержание. Зато тариф по этой услуге подскочил с сентября аж на 45,4 %! Такое увеличение даже в голове не укладывается – это под какой же уровень инфляции подведено повышение тарифа на конкретную коммунальную услугу? Возникает вопрос: почему восемь месяцев тариф в размере 143 руб./м3 устраивал организацию, осуществлявшую откачку и вывоз ЖБО, а из-за смены названия услуги сразу подскочил до 207,92 руб./м3? Во-вторых, я, как сознательный гражданин, не могу приветствовать, что из краевого бюджета будут тратиться лишние деньги на предоставление субвенции для компенсации выпадающих доходов. Ведь они рассчитываются как разница между действующим тарифом за водоотведение и ранее установленным для населения Уяра тарифом в размере 116,24 руб./м3, который действовал до 1 января 2015 года. То есть, если бы с 1 сентября тариф не повышался, а оставался в размере 143 руб./м3, то до конца года потребовалось бы только около 450 тыс. руб. вместо 1,5 млн руб. из краевого бюджета. 

И не удивительно, что у жителей многоквартирных домов Уяра тоже возникли вопросы к установленному с 1 сентября новому тарифу по водоотведению. Люди хотят знать причину столь резкого роста оплаты за эту услугу. Кроме того, они задаются вопросом: а как обстоят дела с этим в других районах? Поэтому в настоящее время наша редакция проводит небольшое журналистское расследование, по окончании которого мы опубликуем соответствующий материал. А пока готовы ответить на вопрос авторов письма в редакцию, проживающих в многоквартирных домах, которые подключены к централизованной системе канализации. 
Действительно, для домов, которые упомянуты в письме, применялся тариф, установленный приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2018 года № 852-в «Об установлении тарифов на водоотведение (в части очистки сточных вод) для потребителей акционерного общества «Уяржелезобетон». Кстати, тарифы, установленные этим приказом, действуют с 1 января по 31 декабря 2019 года, в том числе с 1 января по 30 июня тариф установлен в размере 77,98 руб./м3, а с 1 июля по 31 декабря – 80,08 руб./м3. Почему с 1 сентября нынешнего года к жителям этих домов стал применяться единый тариф по водоотведению в размере 207,92 руб./м3, не понятно. Может, кто-то решил брать с них стоимость транзита за транспортировку канализационных отходов по централизованному коллектору? Вопрос остаётся открытым. 

Но, думаю, жители упомянутых домов могут воспользоваться тем, что они являются потребителями услуги по водоотведению, предоставляемой АО «УЖБК», и на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с п.4.4 ст. 44 ЖК РФ, принять решение о заключении прямого договора по водоотведению с ресурсоснабжающей организацией, то есть, с АО «УЖБК». Затем, на основании протокола собрания, а также в соответствии со ст. 152.2 ЖК РФ, можно решать вопрос с этой ресурсоснабжающей организацией о заключении прямого договора. Если договориться не получится, жители имеют право обратиться в прокуратуру Уярского района с жалобой на необоснованный отказ исполнять федеральное законодательство на территории нашего муниципального образования. Только нужно поторопиться – срок действия тарифов, установленных приказом министерства тарифной политики края, истекает 31 декабря этого года. 

Сергей БАЛАЦКИЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий