16+

СЕМЬ ФУТОВ ПОД КИЛЕМ!

В квартире Евгения Цыплякова – как у настоящего морского волка: на стенах, словно живые, плещутся бирюзовые волны и реют паруса фрегатов. До полного ощущения реальности не хватает только криков чаек. Это огромные картины из пазлов на несколько тысяч деталей. Здесь гордо красуются военно-морские флаги СССР и России. В преддверии Дня защитника Отечества Евгений Семёнович рассказал о времени, проведённом на службе в войсках Военно-Морского флота.

Мой собеседник – незаурядная личность, с прекрасным чувством юмора и позитивной энергетикой. Родом он из Приморья: родился в Находке, в большой семье было шестеро детей. В Уяр переехали, когда маленькому Жене было 3 года. Детство и юность пролетели быстро, в 1969 году юноша был призван на флот Дальнего Востока, а точнее – в Хабаровский край. Полгода постигал основы службы в учебном отряде, получил звание старшего матроса. Затем его направили радиометристом в город Советская Гавань, посёлок Заветы Ильича. Бухта с гордым именем Императорская – сейчас она называется Постовая – стала местом, откуда выходила в море дизельная подводная лодка «С-88» проекта 613, на которой служил Евгений Цыпляков. Высокий рост не стал помехой для службы: места на подлодке хватало, да и молодой человек был ловким и лёгким на подъём. 

– Загружали на подлодку торпеды, отправлялись в море и по двое-трое суток там дежурили – охраняли Татарский пролив, – рассказывает Евгений Семёнович. – На судне нас было около 70 человек. Занимались в учебных классах, в моём ведении было три радиолокационных станции. Как сейчас помню, надеваешь наушники – и погружаешься в другой мир. Тебе посылают сигналы. Слушали шумы винтов, определяли по децибелам, какое судно приближается – военное или гражданское. Проводились стрельбы: определяли дальность цели и её координаты. Докладываешь командиру, а он сверяется с данными и даёт команду «пли!» Кстати, стреляли мы всегда отлично. 

А ещё моряки летом проводили ходовые испытания – проверяли работоспособность неиспользуемых подлодок, затем возвращали их обратно в «консервацию». 

Накрепко запомнилась качка, которую было трудно переносить. Чтобы стало хоть немного легче, матросы грызли тараньку (сушёную воблу). 

Служили тогда на флоте и девушки – радистками, телеграфистками. Многие находили здесь свою судьбу, создавали семьи. 

– У нас была учебно-техническая станция – там мы тренировались действовать при пожарах, заделывать пробоины, проходили водолазную подготовку, – продолжает Евгений Цыпляков. – Сдавали устройство подводной лодки. Учились, как выходить из затонувшей подлодки через торпедный аппарат – берёшь буй-вьюшку (специальное плавучее устройство) и идёшь следом, цепляешься карабином за буйреп – такой специальный трос, поднимаешься с остановками, чтобы не было кессонной болезни. Спешка тут недопустима, ведь цена ошибки очень высока. 

В отпуск Евгению Семёновичу съездить не удалось, вместо этого ему вручили значок «Отличник Военно-Морского флота». Он хотел остаться на морском рыболовном траулере, но после трёх проведённых на службе лет очень тянуло домой, в Уяр. И всё же память о море его не отпускает… 

С грустью рассказывает мой собеседник, что многие подлодки того времени сейчас заброшены и заржавели. Он всё ещё живо интересуется жизнью Советской Гавани, в этом ему помогают Интернет и социальные сети. Там в 1856 году был затоплен знаменитый фрегат «Паллада». До сих пор к его обломкам ныряют местные жители и делают сувениры из деталей легендарного корабля. В бухте Постовая установлен памятник «Палладе»: колонна, которую венчает метровая копия парусника. 

Евгений Семёнович мечтает о том, чтобы установить памятник в виде якоря и на уярской земле. Ещё один вариант – выложить огромный цветной парусник на торце многоквартирного дома по улице Уланова, где он живёт. Чтобы радовались и люди, и душа, говорит он. У него есть даже образец, нужно только найти единомышленников. 

– Конечно, очень бы хотелось общаться с другими моряками (бывшими их назвать не могу), но трудно их разыскать, – делится Евгений Семёнович. – Из земляков это Владимир Королёв, Геннадий Денисов, Владимир Иванов, Владимир Фатеев, Валерий Вагнер, Николай Ганченко. Некоторых из сослуживцев, к сожалению, уже нет с нами. Но мы не падаем духом: на День флота гуляем вместе с внучкой – у нас обоих есть настоящая форма ВМФ, и носим мы её с гордостью! 

Такой непосредственный, оптимистичный взгляд на жизнь может быть только у человека, который открыт миру. У Евгения Цыплякова большая домашняя библиотека, и он всегда готов поделиться книгами со всеми, кто любит читать. До сих пор находит для себя много нового в военно-морском словаре. Может рассказать, чем отличается фрегат от корвета и какова ширина полосы на тельняшке (11, 11 мм – точная цифра). 

Ну и, конечно, морские пейзажи из пазлов – более 30 тысяч деталей уже собрано Евгением Семёновичем. 

Отработав на железной дороге машинистом 38 с лишним лет, сегодня Евгений Цыпляков находится на заслуженном отдыхе. Летом он любит бывать на даче, гордится детьми и внуками и всегда рад гостям. Так и идёт по волнам жизни – с памятью в сердце и парусами в душе. 

Елена ТОМАШЕВСКАЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий