Светлана ПРИХОДЬКИНА: «ОБРАЗОВАНИЕ ВЫХОДИТ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ»

Сфера образования сегодня – сложная и динамично меняющаяся. Как она развивается в Уярском районе и чем отличаются современные школьники от предыдущих поколений? Об этом – в интервью с начальником отдела образования районной администрации Светланой ПРИХОДЬКИНОЙ.

О РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ И ДОСТИЖЕНИЯХ 

– Светлана Владимировна, начался новый календарный год. Чем Вам запомнился год ушедший? Какие достижения, на Ваш взгляд, заслуживают внимания и какие остались проблемы и нерешённые задачи? 

– В ушедшем году было много положительных эмоций, осуществлены заделы на год нынешний. Большим событием для нашего района стало завершение капитального ремонта Балайской школы, который длился на протяжении нескольких лет. И вот в декабре 2018 года новое здание школы распахнуло двери для ребят и педагогов. Светлые коридоры и современные классные кабинеты, оснащённые новым оборудованием и инвентарём медицинский кабинет, пищеблок и спортивный зал соответствуют всем требованиям норм и правил. 

Порадовали своими достижениями учащиеся и педагоги района, за что им огромная благодарность. Так, воспитатель детского сада «Планета детства» Виктория Вихарева стала победителем муниципального этапа всероссийского конкурса «Воспитатель года–2018». Она была направлена на краевой этап всероссийского конкурса, по результатам которого, впервые за многие годы, наша землячка вошла в пятёрку лучших воспитателей Красноярского края. 

Считаю важным обеспечение допрофессиональной подготовки обучающихся, содействие в осознанном выборе ими будущей профессии, подготовку к продолжению образования в высших и средних профессиональных заведениях. Была проведена работа по созданию межшкольных классов профессиональной направленности: один такой класс – правоохранительный – успешно завершил первый учебный год, 14 выпускников 11-го класса получили свидетельства о прохождении курса обучения. В нынешнем году планируем создать класс педагогической направленности, и уже есть кандидаты для поступления в него. 

В тесном сотрудничестве с Уярским сельскохозяйственным техникумом успешно реализуется проект «Село, где хочется жить и работать». Ребята стали активными участниками конкурсов сельскохозяйственной направленности, в том числе краевого значения – «Пахарь-2018». В номинации «Молодые профессионалы» школьники нашего района заняли призовые места. В рамках работы производственного кластера учащиеся города и района стали участниками интенсивной школы «Перспектива», организованной на базе техникума, где проходили профессиональные пробы по направлениям «Ветеринария», «Эксплуатация сельхозмашин», «Мясоедов», «Кулинария». Это дало старт для участия в краевом конкурсе Worldskills/Молодые профессионалы в номинации «Ветеринария. Юниоры» и «Эксплуатация сельхозмашин. Юниоры», где наши ребята показали лучшие результаты в крае по этим компетенциям и одержали победу, завоевав весь пьедестал почёта. Пользуясь случаем, выражаю огромную благодарность директорам и педагогам школ и Уярского сельхозтехникума за качественную и слаженную работу, которая дала хорошие результаты. 

Отличились в прошлом году ребята из Рощинской школы и уярской школы № 4: они стали победителями краевого этапа Всероссийского конкурса сочинений «Письмо президенту» и были направлены на финальный этап конкурса, который проходил в Санкт-Петербурге. Надо отметить, наши ученики достойно представили Уярский район. Спасибо педагогам и родителям за предоставленную детям возможность принять участие в финальном этапе конкурса. 

– Как Вы оцениваете уровень образования в нашем районе? 

– Система образования – одна из самых динамично развивающихся сфер. Мы живём в эпоху перемен, когда российское образование выходит на новый уровень. При этом, если проследить изменения, которые происходят непрерывно, можно сказать, что это не просто движение вперёд, а резкий скачок, прорыв. Активно внедряются новые образовательные технологии, приёмы и методы, проектируются системы индивидуальных образовательных маршрутов, начинается пересмотр отдельных предметных областей. Кардинально меняются требования к результатам обучения, важными становятся не только теоретические знания, но и практические. Меняются подходы к обучению. Современные дети заметно отличаются от тех, которые обучались в школах 15-20 лет назад. Они имеют более подвижный интеллект, растут в информационном мире, требующем владения совершенно новыми компетенциями ХХI века. Они включают в себя такие виды грамотности, о которых мы начали задумываться только сейчас: финансовая и технологическая, я уже не говорю о математической и естественнонаучной... 

В основу обучения ставится формирование самостоятельности ребёнка, его способности к самообразованию. В совершенно ином ключе рассматривается теперь вопрос оценки знаний и умений учащихся. Оценка сегодня – это не фиксация достигнутого результата, а целый процесс осознания степени достижения планируемого результата и отрывная точка для дальнейшего развития и саморазвития учащегося. Оценивание ставится в основу всего обучения. И, конечно же, ключевым моментом здесь можно считать становление культуры оценивания. Всё это требует от педагогов и родителей непрерывного развития вместе с изменяющимся миром. И такое непрерывное образование касается не только учащихся, но и затрагивает всех участников образовательного процесса. В результате меняются требования к квалификации педагогов. Постоянное самосовершенствование, саморазвитие становится неотъемлемым условием профессионального успеха. 

Нельзя недооценивать и роль родителей в современном образовании. Отрадно, что среди них всё больше тех, кто занимает активную позицию в школьной жизни ребёнка. Есть в нашем районе и такие родители, которые полностью взяли на себя ответственность за образование собственных детей. 

Сегодня Уярский район тесно работает с краем. Наши педагоги принимают активное участие в краевых и всероссийских педагогических конференциях, где делятся своим опытом и заимствуют опыт коллег. Есть на нашей территории школы, которые реализуют инновационные проекты и являются региональными инновационными площадками – это Рощинская и Толстихинская школы. 

Отдельным направлением в последние два года стала реализация концепции школьного обучения в сельских школах. Это большой региональный проект, в котором принимает участие команда учителей практически всех школ нашего района. 

Но самый значимый показатель результативности нашей работы, конечно же, – достижения учащихся. Например, призёром краевого этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе стала ученица 10 класса Новопятницкой школы, участниками краевой научно-практической конференции – ребята из Громадской, Рощинской школ, уярских школ № 3 и № 40. Младшие школьники участвуют в районной научно-практической конференции, а в компетентностной Олимпиаде хорошие достижения показала Балайская школа. 

В рамках воспитательной работы активно развивается Российское движение школьников, военно-патриотическая деятельность, создаются отряды Юнармейского движения. Ребята занимают призовые места в спортивных и военно-спортивных мероприятиях разного уровня. И это ещё не все результаты, которых достигли наши педагоги и ученики. 

НУЖНЫ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО 

– Запланированы ли ремонтные работы в образовательных учреждениях в этом году? 

– Ремонт – это неотъемлемая часть подготовки образовательных учреждений к новому учебному году, как и в целом содержание зданий школ и детских садов в соответствии с требованиями законодательства. В нынешнем году мы будем продолжать приводить здания и сооружения образовательных учреждений в соответствие с требованиями надзорных органов. 

– Как обстоят дела с кадровым обеспечением школ и детских садов? Есть ли дефицит специалистов на сегодняшний день? 

– Численность педагогических работников в образовательных учреждениях района составляет 262 человека, в том числе учителей – 186, воспитателей – 70, из них 76 человек – это молодые специалисты в возрасте до 35 лет. 

Кадровый потенциал педагогов района отличается достаточным уровнем квалификации: 84,4% имеют высшее профессиональное образование, остальные – среднее профессиональное. В то же время количество учителей пенсионного возраста не уменьшается и составляет 30,1%, а с учётом количества учителей предпенсионного возраста этот показатель достиг 46,2%. При этом одна из ключевых кадровых проблем – сохранение долгосрочных педагогических вакансий в общеобразовательных учреждениях района. Остро не хватает учителей иностранных языков, их дефицит составляет 26,3% от общей потребности. Обусловлено это ещё и тем, что в 2019-2020 учебном году в образовательный процесс вводится как обязательный второй иностранный язык. Есть потребность в педагогах математики, русского языка и литературы, начального образования. 

В период с 2016 по 2018 годы большая часть вакансий была закрыта молодыми специалистами, прибывшими после окончания учебных заведений педагогического профиля, а также смены места жительства. Это учителя начальных классов, истории и обществознания, прибывшие из других территорий, имеющие стаж не более пяти лет после окончания учебного заведения – всего 15 человек. Прошли профессиональную переподготовку и приступили к работе в 2018 году три молодых специалиста (двое из них – учителя начальных классов, а также учитель английского языка). Они закрепились в образовательных учреждениях, обеспечены жильём и полной учебной нагрузкой. 

Все образовательные организации района по потребности укомплектованы узкими специалистами для качественной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это учитель-логопед, учитель-дефектолог, психолог. В руководящем составе школ кадровых перестановок пока не предполагается. Дошкольные образовательные учреждения также укомплектованы квалифицированными кадрами, долгосрочных педагогических вакансий нет. 

МОЛОДЁЖЬ, ПРОЕКТЫ И БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ 

– Какая работа проводится для привлечения молодых специалистов в учреждения образования? 

– Мы ведём целенаправленную работу по привлечению молодых профессиональных кадров на территорию района для работы в образовательных учреждениях. Как я уже сказала, в течение трёх последних лет к нам прибыло 15 молодых специалистов. Они активно участвуют в мероприятиях разного уровня. В рамках августовского педагогического совета 2018 года команда молодых педагогов приняла участие в защите проекта «Сегодня – молодой специалист, завтра – наставник», который был одобрен краевой комиссией и вошёл в семёрку победителей, набравших наибольшее количество баллов. Проект финансируется министерством образования Красноярского края в рамках программы «Развитие кадрового потенциала отрасли» государственной программы «Развитие образования». Цель этого проекта – создать и реализовать программу сопровождения молодых специалистов в период профессиональной адаптации и закрепления в образовательных организациях через наставничество. 

Молодые педагоги, прибывшие к нам в район, по инициативе отдела образования принимают участие в краевом конкурсе министерства образования края на выделение денежных средств и становятся его победителями. Яркий тому пример – учитель начальных классов Сухонойской школы. 

13 молодых специалистов района, включая воспитателей дошкольных учреждений, приняли участие в межмуниципальном проекте «Пять проектов будущего», который проходил на территории Иланского района. В течение четырёх месяцев молодые педагоги были активными участниками проекта и модулей «Дизайн-мышление», «Музей IT-знаний», «Коммуникация», «Критическое мышление», «Эмоциональный интеллект». Они познакомились с современными информационными технологиями, новейшим интерактивным оборудованием и способами их применения в образовательном процессе. В феврале этого года, в рамках проекта «Сегодня – молодой специалист, завтра – наставник», стартует конкурс для молодых педагогов «Открытие». 

Хочу также отметить, что в настоящее время педагогическое образование в средних и высших учебных заведениях получают 11 выпускников школ Уярского района. Как я уже сказала, в этом году запланирована деятельность педагогического класса, и в рамках профориентационной работы его будут посещать выпускники, планирующие в дальнейшем связать свою судьбу с педагогикой. 

– Как Вы оцениваете работу учреждений дополнительного образования в районе? 

– Учреждений дополнительного образования в районе не так много, их всего два: это Детская школа искусств, подведомственная отделу культуры, молодёжной политики и спорта, и Центр дополнительного образования «Пионер», который является подведомственным учреждением отдела образования администрации Уярского района. 

Программа деятельности учреждений дополнительного образования может иметь разную направленность, способствующую гармоничному развитию школьников. Помимо специализированных учреждений – музыкальной, художественной и спортивной школ – у нас сохранился и успешно развивается Центр дополнительного образования «Пионер», где ребятам предлагаются кружки и секции по интересам, для каждого создаётся своя индивидуальная программа. Педагоги ЦДО «Пионер» успешно реализуют 16 лицензированных программ дополнительного образования разной направленности: физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической, техническое творчество. Ребята, посещающие секции и кружки в ЦДО «Пионер», становятся участниками, победителями и призёрами творческих, интеллектуальных и спортивных конкурсов. Особым успехом пользуется направление «Разговорный английский язык». Программы дополнительного образования детей и взрослых разных направлений реализуются также в общеобразовательных учреждениях нашей территории. Но, несмотря на отмеченные успехи, в целом работу дополнительного образования в районе я оцениваю удовлетворительно. Так что есть ещё над чем работать и к чему стремиться. 

– Сейчас достаточно высок уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ, в том числе среди дошкольников. Почему в некоторых детских садах медсестра ежедневно по утрам проверяет здоровье всех поступающих детей, а в других – её нет в штате? 

– Согласно действующему законодательству, медицинский персонал выведен из штатного расписания образовательных учреждений. Медицинское обслуживание в школах и детских садах осуществляется на основании двустороннего договора, заключённого руководителями образовательных учреждений с Уярской районной больницей. 

– Какие планы намечены на 2019 год? 

– В ходе изменений, происходящих в системе образования, особое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста. В 2019 году мы поставили перед собой задачи повышения качества дошкольного образования на основе оценки образовательной среды дошкольной образовательной организации, создания комфортных условий для гармоничного развития детей, организации курсов повышения квалификации специалистов для работы с детьми раннего возраста, включая детей с особыми возможностями здоровья, проектирования предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях в соответствии с федеральными стандартами дошкольного образования. Планируем внедрить в образовательный процесс современные методы и технологии обучения и воспитания, в том числе цифровые, освоить новую модель аттестации, принимать участие в грантовых программах и проектах, перейти на проектный путь управления – как на уровне муниципалитета, так и на уровне образовательных организаций. 

Записала Елена ТОМАШЕВСКАЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий