16+

Владимир ЧАСОВИТИН: «РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОЙ РЕФОРМЫ В РЕГИОНЕ НЕИЗБЕЖНА»

Как и было намечено – 1 января 2019 года в России завершился переход на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. «Мусорная реформа» затронет всех граждан страны, но ещё не все понимают её суть. Что изменится в этой сфере для населения, предприятий и бизнеса? Как будет проходить перестройка существующей схемы утилизации отходов? На эти и многие другие актуальные вопросы, которые поступают в редакцию газеты «Вперёд» от наших читателей, мы попросили ответить министра экологии и рационального природопользования Красноярского края Владимира ЧАСОВИТИНА.

– Владимир Анатольевич, один из основных новых терминов, который был предложен населению в связи с начавшейся «мусорной реформой» – региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Кто это? 

– Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО). Это организация, которая несёт ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая их сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение в специально отведённых для этого местах. Такая система начала действовать в каждом регионе России с 1 января наступившего года. На территории Красноярского края будут работать 19 региональных операторов – каждый в своей зоне ответственности. 

– Какие отходы относятся к твёрдым коммунальным и что с ними будет делать региональный оператор? 

– С законодательной точки зрения, твёрдые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и аналогичные по составу, которые образуются в жилых помещениях. 

Проще говоря, региональные операторы будут вывозить от населения пищевые отходы и упаковки продуктов (стеклянные, деревянные, полимерные и т.п.), пакеты и смёт из жилища, домашние растения и крупногабаритные отходы. К последним относятся пришедшие в негодность мебель, мелкая и крупная бытовая техника, электрические приборы за исключением ртутьсодержащих ламп. 

Услугу регионального оператора по обращению с ТКО оплачивает собственник твёрдых коммунальных отходов: население (собственники помещений в МКД и хозяева частных домо­владений), юридические лица и индивидуальные предприниматели. 

– Как можно заключить договор с региональным оператором? 

– Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО. 

С региональным оператором можно заключить договор как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор). 

– Самый насущный для жителей вопрос: как будет начисляться оплата за ТКО и в каком размере? Кто будет контролировать её сбор? 

– С переходом на новую систему обращения с ТКО услуга по вывозу мусора переходит из категории жилищных в коммунальную. Соответственно, плата для населения будет рассчитываться не по квадратным метрам, а исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении. 

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании нормативов накопления таких отходов и стоимости услуги регионального оператора. Нормативы накопления ТКО для разных категорий потребителей устанавливает министерство экологии и рационального природопользовании Красноярского края. А предельный тариф для каждого регионального оператора устанавливает министерство тарифной политики Красноярского края. 

При формировании стоимости услуги регионального оператора учитываются: 

– расходы на сбор и транспортирование ТКО с контейнерных площадок; 

– стоимость захоронения и обработки ТКО на действующих полигонах и объектах обработки отходов по утверждённым тарифам; 

– собственные организационные (в т.ч. сбытовые) расходы регионального оператора. 

Что касается платы юридических лиц, которые расположены не в многоквартирных домах и имеют собственные ёмкости для накопления ТКО (это необходимо для определения объёмов мусора), то законом предусмотрены два варианта расчёта: либо по соответствующему нормативу, утверждённому на уровне края, либо по объёму образуемых отходов. Право выбора в этом случае остаётся за юрлицом. Контролировать сбор платежей и бороться с должниками обязан региональный оператор. 

На сегодняшний день региональным операторам установлены единые тарифы на услугу по обращению с отходами, которые составляют по группам районов: 

по центральной группе – от 79,74 до 137,51 руб./чел.; 
по западной группе – от 78,64 до 129,6 руб./чел.; 
по восточной группе – от 63,39 до 127,45 руб./чел.; 
по южной группе – от 97,49 до 118,07 руб./чел.; 
по северной группе – от 86,76 до 199 руб./чел. 

– Как будет начисляться оплата за услугу по обращению с ТКО? 

– Плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из нормативов накопления ТКО, образующихся в жилищном фонде и на объектах общественного назначения, расположенных на территории Красноярского края. Эти нормативы утверждены приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2017 № 1/1934-од. 

При начислении платы за услугу по обращению с ТКО для населения Красноярского края будут учитываться: 

– среднегодовая норма накопления ТКО; 

– утверждённый единый тариф на услугу регионального оператора; 

– количество человек, проживающих (постоянно или временно) в квартире или индивидуальном жилом доме. 

– Какие принципиальные изменения в сфере обращения с ТКО повлияли на повышение цены на эту услугу? 

– Можно выделить три основных фактора, появление которых непосредственно влияет на стоимость услуги по обращению с ТКО. 

Во-первых, в единый тариф регионального оператора по обращению с ТКО войдёт плата за негативное воздействие на окружающую среду. До появления Регоператора эту плату вносили только юридические лица, т.е. предприятия и организации. Теперь же эта плата будет взиматься со всех потребителей услуги по обращению с ТКО, в том числе и с населения. 

Во-вторых, региональный оператор является плательщиком НДС – налога на добавленную стоимость. Управляющие компании освобождены от уплаты этого налога, а предприятия, занятые вывозом и захоронением отходов, как правило, находятся на упрощённой системе налогообложения и тоже не платят НДС. Это означает, что к стоимости услуг по вывозу и захоронению отходов с началом работы регионального оператора добавится ещё НДС. 

Третий фактор, который влияет на рост стоимости услуги по обращению с ТКО, – сбытовая надбавка Регоператора. Она включает в себя затраты на заключение и обслуживание договоров с потребителями. 

Теперь о льготах. Государственная поддержка в виде компенсации части расходов малоимущих граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) распространяется и на коммунальную услугу по обращению с ТКО. На получение такой компенсации могут претендовать те граждане, чьи ежемесячные расходы на ЖКУ превышают 22% от совокупного семейного дохода. Обратиться за назначением такой поддержки можно в органы социальной защиты.
– Должны ли жители частных домовладений заключать договор с региональным оператором? 

– Собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путём заключения договора с региональным оператором. Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО (Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004, Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). 

– Что обязаны делать собственники ТКО после выбора регионального оператора? 

– Собственник ТКО обязан заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО и оплачивать его услуги по установленному единому тарифу (ст.1, п.1 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Жилищный кодекс РФ – ст. 30, ст. 161, ст. 164 и др.), п. 2 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). 

На сайтах региональных операторов размещены проекты договоров на оказание услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территории Красноярского края. Список сайтов региональных операторов: http://www.mpr.krskstate.ru/raz_shem_och/0/id/33682

– Если физическое либо юридическое лицо уже заключили или у них имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором? 

– Договоры, заключённые собственниками ТКО на сбор и транспортирование ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором (п. 6 ст. 23 Федерального закона от 2.12.2014 № 458-ФЗ). 

– Должны ли заключать договор на вывоз мусора садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан, гаражные кооперативы? 

– Заключить договор с региональным оператором должны все организации, у которых образуются ТКО, в том числе садоводческие товарищества и гаражные ко­оперативы. Мусор образуется не только в местах постоянного проживания граждан, но и там, где они бывают периодически или сезонно. Соответственно, между региональным оператором и садоводческими товариществами, гаражными кооперативами должны заключаться договоры на оказание услуг по обращению с ТКО. 

– Есть такие жители частного сектора, которые никогда не заключали договор с коммунально-бытовыми организациями. Они объясняют это тем, что мусора у них якобы нет. Обязаны ли такие граждане заключать договор с Регоператором? Предусмотрены ли какие-то санкции к таким «отказникам»? 

– Необходимо осознать, что сегодня безотходное хозяйствование – это миф. Куда в таком случае могут бесследно исчезнуть упаковки и тара от ежедневно потребляемых продуктов, используемых хозтоваров, самый элементарный домашний и другой мусор? Не потому ли в жилых кварталах, в том числе и в поселениях вашего района, появляются несанкционированные свалки? В пункте 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ сказано: собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором. Плату за оказанные и не оплаченные услуги Регоператор будет взыскивать в досудебном и судебном порядке. 

– Кто должен содержать контейнерные площадки на территориях многоквартирных домов и проводить на них уборку? 

– Ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на собственников земельных участков, на которых они расположены. В момент вывоза мусора уборку должен осуществлять региональный оператор, а в течение остального времени поддерживать чистоту обязаны управляющие организации. 

Определённые полномочия в области обращения с ТКО имеют муниципалитеты. В числе курируемых вопросов – создание и содержание мест накопления ТКО (за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах). Также орган муниципальной власти должен определить схему размещения площадок и создать их реестр. Эти нормы вступили в силу с 1 января 2019 года. Для их реализации правительство Российской Федерации утвердило правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра. 

– Кто является собственником контейнерной площадки? 

– Их собственниками могут быть управляющие организации, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за её содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то её ремонтирует и содержит местная администрация. 

Ответственность регионального оператора возникает с момента погрузки мусора в мусоровоз (п. 13 постановления правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (вместе с «Правилами обращения с ТКО»). 

– Если в наших сёлах и деревнях сегодня ещё нет контейнерных площадок, как будет вывозиться мусор? 

– В соответствии с постановлением правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест», накопление ТКО может осуществляться мешковым способом, при этом мешки рекомендуется складировать в определённых местах для предотвращения нарушения их целостности (металлические или деревянные бункеры). 

– Будет ли разделение отходов на пластик, стекло, бумагу и прочие категории? 

– Суть «мусорной реформы» как раз и заключается в постепенном переходе на раздельное накопление твёрдых коммунальных отходов. Однако далеко не каждый сегодня готов соблюдать такие условия. Поэтому на начальном этапе необходимо организовать и отладить вывоз ТКО от всего населения края для размещения на специализированных и лицензированных объектах обработки, размещения и обезвреживания отходов. После начала осуществления своей деятельности региональные операторы совместно с органами государственной власти будут определять места, где необходимо будет обустроить места для раздельного накопления ТКО. Кроме того, раздельное накопление можно организовать по решению собственников жилья по согласованию с региональным оператором. 

– Актуальная проблема – несанкционированные свалки. Будет ли региональный оператор вывозить их? Кто и какие шаги должен предпринимать при обнаружении несанкционированной свалки? 

– Для таких случаев определён чёткий порядок действий, закреплённый в Правилах обращения с твёрдыми коммунальными отходами (постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156). 

Если региональный оператор обнаружил место складирования ТКО объёмом больше одного кубометра на участке, не предназначенном для этих целей, он обязан, во-первых, уведомить собственника земельного участка, муниципалитет и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированной свалки. А, во-вторых, уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидировать такую свалку, на что даётся не более 30 дней с момента получения уведомления. Вместе с этим, собственник получит и проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО. То есть собственнику надо будет либо самостоятельно ликвидировать свалку, либо поручить эту работу на возмездной основе региональному оператору. Если в течение установленного срока свалка останется на прежнем месте, а собственник земельного участка так и не заключит договор с Регоператором на оказание услуг по её ликвидации, то региональный оператор должен будет сам вывезти эту кучу мусора, но при этом он вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесённых расходов. 

– Что теперь будет с муниципальными предприятиями, которые раньше занимались вывозом мусора? 

– Если мусоровозы этих предприятий соответствуют необходимым требованиям, оснащены системой ГЛОНАСС, то они могут заключить договор с региональным оператором на транспортировку ТКО. 

– Внедрение новой системы обращения с ТКО сейчас находится на старте. Предстоит огромная многоэтапная работа. Каким должен быть промежуточный и конечный результат этой реформы? 

– «Мусорная реформа» призвана перестроить весь алгоритм сбора и утилизации ТКО. Люди должны осознать: отходы производит каждый человек, и платить за то, чтобы их грамотно, с минимальной нагрузкой на экологию утилизировали, должны все. Новый механизм позволит вывести «мусорные потоки» из тени, правильно организовать их размещение, обезвреживание и утилизацию. В перспективе несколько лет уйдёт на избавление от стихийных свалок в лесополосах, поймах рек и оврагах. А на следующем этапе состоится переход к раздельному сбору мусора и наращиванию доли его переработки. 

Записал Сергей БАЛАЦКИЙ 

СТОИТ ЗНАТЬ! 

На свалки – санкционированные и несанкционированные – отправляются вперемешку органические остатки, пластик, электротехника, химические отходы и многое другое. В процессе гниения и разложения они выделяют ядовитые соединения, газы, загрязняющие окружающую среду. При этом газета разлагается до четырёх месяцев, фольга – до ста лет, пластик – более ста лет, стеклянная бутылка – не менее тысячи лет. Одна батарейка способна отравить 400 литров воды или до 20 «квадратов» почвы! В XXI веке такой подход просто недопустим. Каждый из нас обязан позаботиться о том, чтобы наши дети и внуки жили в чистой и безопасной стране.

Комментариев нет:

Отправить комментарий