ЗАКОНЫ ЖИЗНИ

У каждого из нас были школьные учителя, которые принимали участие в формировании нашей личности. Они делились с нами своим опытом и знаниями, причём не только научными, но и жизненными. Сегодня, 5 октября, учителя отмечают свой профессиональный праздник. 

5 октября – не случайная дата. Именно в этот день 1966 года конференция, организованная ЮНЕСКО и Международной организацией труда, приняла рекомендательное постановление «О положении учителей». На сегодняшний день эту дату празднуют более чем в ста странах мира. В России же День учителя отмечается 5 октября только с 1994 года. 

Учитель – это профессия, имеющая тысячелетнюю историю. Во все времена она была очень почитаемой и уважаемой. И это не безосновательно. Ведь понятие «учитель» включает в себя гораздо больше, чем просто название профессии. Это человек, который передаёт свой опыт другим и становится примером для нравственного и духовного подражания. Учителя вкладывают в своих учеников много сил, чтобы вырастить из них творчески мыслящих и развитых личностей. И для этого недостаточно просто окончить специализированный вуз и освоить азы профессии. Необходимо иметь призвание и огромное желание работать максимально продуктивно. Ведь без интереса к педагогической деятельности тяжело достичь хороших результатов. 

Труд учителей по праву заслуживает благодарности. Они шагают в ногу со временем, чтобы ещё больше заинтересовать детей в учебном процессе. Я уверена: основы нашей дальнейшей взрослой жизни закладываются ещё начальной школой и первой учительницей, которая наставляла нас на правильный путь. 

Ольга Махлайд уже долгие годы трудится учителем химии и биологии в уярской школе № 3. Кроме того, она отвечает за работу с одарёнными детьми. Ольгу Анатольевну отличают высокий профессионализм и большая любовь к детям. Она умеет найти подход к каждому ребёнку и уже с малых лет разглядеть в нём личность. Многие её ученики сейчас успешно трудятся в различных сферах. При этом они не забывают родную школу и часто приходят сюда, чтобы сказать тёплые слова своему учителю. 

Ольга Анатольевна родилась в Красноярске, там же окончила среднюю школу. Уже к концу учёбы она определилась, что будет поступать в Красноярский государственный университет на филологический факультет. 

– Но по дороге в университет я вспомнила своего классного руководителя, которая преподавала нам химию, – рассказывает Ольга Анатольевна. – Она была очень требовательной, но всегда справедливо выставляла нам оценки. И я подумала, что именно по химии у меня достаточно знаний. Поэтому решила, что смогу поступить на химический факультет. 

ХИМИЯ – ЭТО ЛОГИКА 

Так и вышло. За вступительные экзамены на химфак Ольга Махлайд получила высший балл. И потом не пожалела о своём выборе. Учёба на протяжении всех лет была интересной и увлекательной. Любимыми дисциплинами в университете для Ольги были физическая химия, методика преподавания и психология. И уже в 1987 году Ольга Махлайд становится дипломированным специалистом в области физической химии. А точнее – научным работником с правом преподавания химии и биологии. 

Мне стало интересно, что же сам химик вкладывает в понятие «химия». И я спросила об этом свою собеседницу. 

– Химия – это логика и упорядоченность. Знать химию – значит, понимать процессы, происходящие на земле. Ведь все законы развития человечества укладываются в законы природы, которые изучает химия, – ответила Ольга Анатольевна. 

Надо отметить, опыт преподавания моя героиня начала приобретать раньше положенного срока – уже на пятом курсе университета, во время прохождения практики в селе Богучаны. Случилось так, что учительница, которая должна была стать наставником для студентки, заболела. И уроки химии во всех классах легли на плечи юной практикантки. Всю третью четверть Ольга Махлайд полноценно отработала в качестве учителя. И в конце практики получила максимально положительную характеристику. Прочитав её, заведующий отделом образования Богучанского района сказал, что такие кадры им нужны, и предложил молодому учителю работу. 

ПО ПРИМЕРУ МАМЫ 

– Почему вы всё-таки выбрали для себя такую нелёгкую профессию педагога, которая отнимает столько времени и сил? – спрашиваю я свою собеседницу. 

– Перед глазами был пример моей мамы, – объясняет Ольга Анатольевна.– Она педагог, музыкант, вокалист. И в нашей семье постоянно говорили о детях, их успехах в учёбе. Это всё, скорее всего, и наложило отпечаток на мой выбор профессии. 

Стоит сказать, что мама Ольги Махлайд – Галина Алексеевна, была классным руководителем и педагогом по вокалу у нашего великого оперного певца Дмитрия Хворостовского. Она вела дневники, где иногда оставлял свои записи ещё юный Дмитрий. А после его смерти телепрограмма «Пусть говорят» пригласила Ольгу Анатольевну зачитать эти записи и сказать пару фраз о том, каким он был учеником по рассказам её мамы. Кстати, поездка на это ток-шоу, по словам моей героини, была очень сумбурной и быстрой. Но, тем не менее, стала событием в её судьбе и дала некоторый жизненный опыт. 

ВХОЖДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ 

Свою карьеру учителя Ольга Махлайд начала в деревне Осиновый Мыс всё того же Богучанского района, куда она переехала жить. И, как говорится, с корабля на бал – её тут же назначили классным руководителем выпускников. При этом у неё была совсем небольшая разница в возрасте со своими подопечными. Но адаптация к новой обстановке у Ольги Анатольевны прошла легко. Она, как грамотный педагог, быстро нашла общий язык со своим классом. В этой школе моя героиня проработала учителем 13 лет. Затем, уже будучи замужем, переехала с супругом в Уяр, где устроилась учителем химии и биологии в школу №3. Здесь она продолжает трудиться и по сей день. 

Я спросила у Ольги Махлайд, помнит ли она свой первый день работы учителем в школе. 

– Это было смешно, – с улыбкой вспоминает моя собеседница. – Я была не намного старше учеников, у которых стала классным руководителем. Когда я зашла в класс, ребята думали, что это их новая одноклассница. И спросили меня, почему я пришла без формы. Помню, насколько они были шокированы, когда узнали, что я – преподаватель… 

– А что вам нравится в профессии учителя? – интересуюсь я. 

– Мне всё нравится, – коротко и ясно ответила Ольга Анатольевна. – Я очень люблю своё дело. Проработала учителем уже 31 год и ни разу не пожалела о выбранной профессии. 

Думаю, не каждый человек сможет так сказать про свою работу. Но моя героиня долгие годы остаётся верной избранному делу и относится к нему со всей душой. Она признаётся, что работа отнимает очень много времени и сил, поэтому на домашние дела их остаётся крайне мало. 

– А как ваш муж относится к такому вашему плотному графику? 

– Он понимает, что работа отнимает у меня немало сил и эмоций, поэтому старается максимально освободить от домашних дел. Муж для меня – большая опора и поддержка. 

Надо отметить, супруги – Александр и Ольга – познакомились ещё в университете. И до сих пор живут в счастливом браке с двумя уже взрослыми детьми: Дарьей и Ильёй. У них уже и внук подрастает, сейчас ему пять лет. 

НА УРОВНЕ МЕНТАЛЬНОСТИ 

Так сложилось, что в российских школах учителя зачастую бывают компетентными в разных учебных дисциплинах. И, если необходимо кого-то заменить, используют весь свой багаж знаний, чтобы донести информацию до учеников максимально правильно. В таком деле попробовала себя и Ольга Махлайд. Некоторое время она была учителем на дому у мальчика с ограниченными возможностями здоровья. Те предметы и задания, которые были включены в программу с 5 по 7 классы, Ольга Анатольевна прорабатывала самостоятельно и занималась по ним со своим учеником. Можно сказать, профессия учителя действительно требует знаний во всех областях! 

К слову, одно из дополнительных умений Ольги Махлайд – это ментальная арифметика (когда математические вычисления выполняются в уме, без использования компьютера, калькулятора или бумаги). Ольга Анатольевна уверена, что в современном мире детей необходимо развивать с малого возраста. Это и стало для неё поводом начать заниматься такой деятельностью. Поискав в Интернете возможности для освоения ментальной арифметики, она наткнулась на международную школу, которая обучает этому виртуально. Блестяще пройдя курсы и сдав после их окончания экзамен, Ольга Махлайд получила соответствующий сертификат. И теперь ведёт в ЦДО «Пионер» занятия для ребят, желающих обучиться такому интересному и развивающему делу. 

Мне, кстати, посчастливилось побывать на одном из таких занятий. И моему удивлению не было предела! Все ребята, которые присутствовали на этом уроке, – учащиеся начальной школы. Они с большим удовольствием выполняли задания преподавателя и соревновались, кто раньше даст верный ответ. Как заметила Ольга Анатольевна, ей бы хотелось, чтобы общеобразовательные школы ввели в свои учебные программы такие занятия. Ведь это, несомненно, поможет развивать у детей различные способности, и не только математические. 

Прошу Ольгу Махлайд подробнее рассказать о её методах преподавания. 

– Я всегда стараюсь разглядеть в ребёнке способность к какому-то предмету и предлагаю дополнительные возможности для её развития. Например, отправляю детей на выездные школы и курсы. Стараюсь, чтобы ребята именно в общеобразовательной школе открыли свои наклонности в каком-то направлении и начали в нём развиваться дальше. Но назвать какие-то общие методы обучения практически невозможно. Всё это зависит от детей, их поведения и способностей. Ведь учитель в первую очередь должен быть психологом, – убеждена Ольга Анатольевна. 

Моя собеседница считает, что главное в отношении учителя к ученику – это уважение. А одно из важных качеств педагога – уметь разглядеть личность в любом ребёнке и направление для его развития. 

НЕ СИДЕТЬ НА МЕСТЕ 

За время работы в школе Ольга Махлайд принимала участие в различных конкурсах. Например, однажды её класс занял первое место в номинации «Самый классный класс». Сама Ольга Анатольевна заняла первое место в конкурсе классных руководителей. И вполне заслуженно! 

Моя героиня ведёт активный образ жизни – как в школе, так и за её пределами. Сидеть на месте – это не про неё. Помимо организаций различных мероприятий для учеников, она часто становится инициатором небольших туров по разным городам для всех желающих. Как считает Ольга Анатольевна, всегда интересно путешествовать с кем-то, чтобы можно было поделиться впечатлениями. 

За несколько лет Ольга Махлайд посетила с группой ребят Санкт-Петербург, Москву, несколько городов около Чёрного моря, а также Белоруссию. И это ещё не весь список мест, где ей довелось побывать. В студенческие годы Ольга Анатольевна со стройотрядом часто ездила в разные уголки нашего края, где занималась полезной деятельностью. 

Периодически моя героиня организовывает и семейный отдых – выезжает с семьёй в какие-нибудь интересные места, чтобы посмотреть достопримечательности и зарядиться новыми эмоциями. Все члены её семьи любят открывать для себя новые места. В планах – побывать всем вместе на Байкале, в Казани, совершить тур по Золотому кольцу. 

– Ольга Анатольевна, а каков ваш жизненный девиз? – спрашиваю я у своей собеседницы. 

– Главное – не сидеть на месте! Всё, что останавливается, – умирает. А ещё стараюсь ни на кого не обижаться… 

– А если у вас выдаётся свободная минута, чем занимаетесь? 

– Люблю почитать книгу или поискать новые развивающие игры для внука… 

День учителя – это светлый праздник для всех людей. Ведь у каждого человека были школьные учителя, которые давали не только знания, но и сопровождали своих учеников на небольшом отрезке жизненного пути. И мне хочется вспомнить слова великого русского писателя и мыслителя Льва Толстого: «Хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце». 

Мария МОРЕВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий