ПОЛЕЗНЫЙ РАЗГОВОР

Выездное заседание Координационного совета Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления края прошло в Уяре. 

Теме взаимодействия муниципальных образований с органами государственной власти края было посвящено совместное заседание комитетов по бюджету и экономической политике, по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению, а также профильных секций Координационного совета. Участниками мероприятия, помимо депутатов Законодательного собрания, были исполняющий обязанности вице-премьера – министра финансов Владимир Бахарь, заместитель министра культуры Ольга Васильева и главы муниципальных образований восточной группы районов края, депутаты уярского городского и районного Советов депутатов. 

Открывая заседание, первый вице-спикер краевого парламента, председатель комитета по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению Алексей Клешко особо подчеркнул, что тема межбюджетных отношений неизбежно влечёт за собой вопросы о полномочиях, распределении денежных средств и нормативном финансировании. 

– Идеальная составляющая этого вопроса, как на муниципальном, так и на государственном уровне, остаётся лишь мечтой, но нам важно сегодня знать, насколько муниципалитеты края обеспечены финансами для нормального осуществления своих полномочий, – сказал Алексей Михайлович. – Для большей наглядности мы приняли решение провести выездное заседание Координационного совета в Уяре. Но прежде чем начать совещание, разрешите поблагодарить хозяев – органы местного самоуправления Уярского района, которые нас пригласили. Спасибо руководству района за организованную выставку социально-экономических достижений территории. Она показала, что здесь сохранена перерабатывающая промышленность, которую представляет продукция уярского мясокомбината, активно развиваются предприятия сельского хозяйства. Мы увидели, что в районе успешно действует учебное заведение среднего профессионального образования, что, конечно, радует. 

Затем Алексей Клешко передал слово председателю комитета по бюджету и экономической политике Законодательного собрания края Егору Васильеву. В своём выступлении Егор Евгеньевич напомнил, что в 2017 году произошли большие изменения в законодательстве, касающиеся перераспределения полномочий, что повлияло на формирование межбюджетных трансфертов. 

– Вопросы межбюджетных отношений, которые мы сегодня обсуждаем, возникают постоянно в течение финансового года, о чём свидетельствуют ваши неоднократные обращения, – подчеркнул Егор Васильев. – Поэтому одна из задач сегодняшней повестки – уйти от недопонимания и расставить все точки над i. Предлагаю начать наш разговор на эту тему с выступления и.о. министра финансов Владимира Бахаря, который проинформирует всех нас, как закончился прошлый финансовый год и на каком этапе находятся межбюджетные отношения в части перераспределения полномочий между муниципальными и государственными органами власти. А так как в прошлом году перераспределение полномочий коснулось в основном сферы культуры, то мы попросим также рассказать об этом и.о. заместителя министра культуры Ольгу Васильеву. 

И.о. министра финансов Владимир Бахарь отметил, что все процессы, происходящие в межбюджетных отношениях, призваны улучшить ситуацию и повысить эффективность каждого муниципального образования. Он подробно рассказал об исполнении краевого бюджета за 2017 год, особо отметив позитивную тенденцию в части увеличения собственных доходов и сокращения дефицита краевого бюджета. Владимир Викторович также проанализировал исполнение местных бюджетов, проинформировал о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления в сфере культуры. В завершение и.о. министра познакомил присутствующих с новыми механизмами повышения эффективности органов местного самоуправления. К ним он причислил совершенствование территориальной организации МСУ в части предстоящего объединения сельсоветов. Решение о такой реформе было принято на VIII съезде депутатов Красноярского края. Кроме того, и.о. министра финансов остановился на вопросе о самообложении граждан и вовлечении их в бюджетный процесс, а также о передаче некоторых административных функций от сельсоветов на уровень района. 

После этого слово было предоставлено и.о. заместителя министра культуры Ольге Васильевой. Она подчеркнула, что актуальность вопроса передачи полномочий поселений на районный уровень возникла ещё в далёком 2003 году, когда произошли изменения федерального законодательства, касающиеся местного самоуправления. Уже тогда министерство культуры края призывало максимально сохранить полномочия в профильной сфере на уровне районов. 

– Какую картину мы наблюдали до произошедшего реформирования? К примеру, сбор статистической отчётности. Ведь невозможно за один час провести мониторинг по заработной плате с учётом территориальной специфики края. Одно дело связаться с районным отделом культуры, другое – дозвониться до каждого поселения. Ещё пример. Когда принимался Федеральный закон № 131, никаких госзаданий, электронного правительства не существовало. В итоге сейчас в селе эта работа легла на одного сотрудника, который, к тому же, ещё и директор, и бухгалтер, а иногда и уборщица. Приезжая в поселения, мы часто слышали претензии от жителей, что они приходят в клуб и видят закрытые двери с наклеенными на них объявлениями: «Уехали сдавать отчёты», «Уехали защищать госзадание» и так далее. Проблема назрела, и её необходимо было решать. Апробировав систему на краевом уровне, мы начали её внедрять в районы, – отметила Ольга Васильева. 

В настоящее время, как сообщила замминистра, работа по передаче полномочий проведена. И, если раньше среди муниципальных учреждений культуры было 696 юридических лиц, то в ходе реорганизации осталось 227. При этом, по словам Ольги Сергеевны, штатная численность обслуживающего персонала в количестве 5 600 единиц полностью сохранена. А вот что касается заработной платы работников культуры, то относительно 2016 года, как и обещали реформаторы, в среднем она повысилась на 30 процентов. 

В обсуждении темы заседания приняли участие представители муниципальных образований. В частности, глава Уярского района Сергей Галатов рассказал присутствующим о том, как строилась работа по передаче полномочий поселениями на уровень района на нашей территории, об эффективности деятельности централизованного учреждения культуры и о дальнейших планах по развитию межпоселенческой клубной системы. Сергей Александрович отметил, что выстроенная сегодня вертикаль помогает качественнее оказывать услуги населению в сфере культуры. Кроме того, глава Уярского района внёс ряд предложений. По его мнению, начатую работу в этом направлении необходимо продолжать, и уже сегодня было бы уместно рассматривать вопрос о передаче на уровень районов полномочий городских поселений по организации библиотечного обслуживания и досуговой деятельности граждан. 

Глава Богуславского сельсовета Партизанского района Наталья Путина в своём выступлении остановилась на проблемах, которых сегодня у муниципалитетов ещё немало. На первое место она поставила необходимость выполнения предписаний федеральных надзорных органов, на что не хватает никакого бюджета. И привела пример о требовании по укладке тротуаров на территории сельсовета. По словам Натальи Путиной, самый дешёвый вариант решения этой проблемы – 3,3 млн рублей. А весь бюджет их муниципального образования – 2,9 млн. 

– Как нам быть в этой ситуации? Государство нас наделило властью, но вот о финансовом обеспечении не позаботилось. И подобные проблемы, я уверена, у всех территорий. Поэтому в решении этих вопросов на таких мероприятиях, как сегодня, нам нужно объединяться. Ведь трудно бороться в одиночку, – заметила Наталья Николаевна. 

Глава Бородинского сельсовета Рыбинского района Виктор Грушкин рассказал, что раньше их муниципалитет был донором, поскольку Бородинский угольный разрез перечислял в бюджет 40 млн рублей земельного налога. Но с 1 марта 2015 года по новому федеральному закону этот источник доходов перестал поступать в сельсоветы, и территория оказалась дотационной. Виктор Александрович назвал такое решение несправедливым, поскольку большегрузная техника разреза разбивает муниципальные дороги, и это должно как-то компенсироваться. 

Актуальные вопросы и проблемы поднимали в своих выступлениях и остальные участники встречи. Разговор, в частности, шёл об обеспечении пожарной безопасности, уровне заработной платы муниципальных служащих и других темах. А депутаты Законодательного собрания края Александр Симановский и Виктор Кардашов выразили мнение, что иногда органы местного самоуправления после передачи полномочий необходимо защищать от излишней «опеки» надзорных органов. По их убеждению, наказание может последовать только тогда, когда деньги на исполнение тех или иных полномочий были предусмотрены в бюджете, но их израсходовали не по целевому назначению. Депутаты решили выйти с такой законодательной инициативой в Законодательное собрание. 

Разрядила ситуацию председатель Курагинского районного Совета депутатов Любовь Заспо, которая поделилась с присутствующими опытом по увеличению доходной базы бюджета. Она уверена, что в их муниципальном образовании ещё есть резервы. В частности, необходимо усилить контроль над использованием муниципальной земли и сдачей её в аренду, а также организовать своевременный сбор земельного налога и арендной платы. 

Все участники заседания высказались за продолжение начатой в прошлом году работы по вовлечению населения в обсуждение и решение местных проблем на примере реализации на территории края программы «Комфортная городская среда». Всё это формирует вокруг каждого муниципалитета костяк людей, которые оказывают неоценимую помощь органам местного самоуправления в повышении эффективности их деятельности. 

Подводя итоги выездного заседания, председатель комитета по бюджету и экономической политике Егор Васильев назвал состоявшийся на нём разговор откровенным и полезным. 

– Всё, что сегодня прозвучало, важно обобщить и, если необходимо, выйти с законодательными инициативами и поставить имеющиеся вопросы перед федеральными органами, – сказал Егор Евгеньевич. – Что касается передачи полномочий в сфере культуры с поселенческого на районный уровень, то мы увидели: это решение оказалось эффективным. Есть некоторые трудности, но они преодолимы. Все рычаги находятся в руках органов местного самоуправления. Безусловно, денег не всегда достаточно. Но наша задача – распорядиться имеющимся ресурсом наиболее эффективно, чтобы государственные и муниципальные услуги оказывались в полном объёме. И главное – чтобы при этом не страдали люди. 

Сергей БАЛАЦКИЙ












Комментариев нет:

Отправить комментарий