16+

КАК СПРАВИТЬСЯ С ЭМОЦИЯМИ?

21 октября специалисты отделения социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями Комплексного центра социального обслуживания населения провели мероприятие для родителей и детей, проживающих в посёлках Балай и Роща. 

Мероприятие проходило в Балайском клубе, куда доставили на автомобиле также семьи из Рощи. Тема школы для родителей: «Психоэмоциональное напряжение, его признаки, профилактика, приёмы расслабления».

Социальный педагог Светлана Евдокимова приготовила презентацию и рассказала родителям и детям о том, что эмоциональное напряжение – это психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно в определённом интервале времени. Но длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости. Часто психоэмоциональное напряжение связывают с разнообразным неблагоприятным эмоциональным состоянием из-за неудовлетворённости основных жизненных потребностей, что вызывает душевный дискомфорт, стресс, тревогу, депрессию.

Эмоциональное напряжение развивается в несколько стадий: 

1. Мобилизация активности. Происходит повышение физической и умственной работоспособности, возникает вдохновение при решении нестандартных, творческих задач или при дефиците времени. Если такая мобилизация организма недостаточна, возникает вторая стадия эмоционального напряжения. 

2. Стеническая отрицательная эмоция. Происходит максимальная мобилизация всех ресурсов организма, которая сопровождается яркими эмоциональными реакциями (злость, ярость, одержимость). Если и этого недостаточно, возникает третья стадия. 

3. Астеническая отрицательная эмоция. Проявляется в виде угнетения эмоциональных проявлений (тоска, подкашиваются ноги, опускаются руки). Эта стадия является своеобразным сигналом опасности, она призывает человека сделать другой выбор, отказаться от поставленной цели либо пойти другим путём к её достижению. Игнорирование требований 3-й стадии неизбежно приводит к возникновению 4-й стадии 

4. Невроз. Отсутствие выбора, в свою очередь, провоцирует психосоматические заболевания. 
Субъективные признаки психоэмоционального напряжения: 

1. В области чувств: усталость от всего, подавленность, незащищённость, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределённых неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным. 

2. В области мыслей: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оценённости окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве. 

3. В области действий: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление всё делать очень хорошо или совсем не стараться. 

Объективные признаки психоэмоционального напряжения: 

1. Трудность засыпания и беспокойный сон. 
2. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно не утомляла. 
3. Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность. 
4. Рассеянность, невнимательность. 
5. Беспокойство, непоседливость. 
6. Отсутствие уверенности в себе. 
7. Проявление упрямства. 
8. Боязнь контактов, стремление к уединению. 
9. Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения. 
10. Повышенная тревожность. 

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что человек находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Специалисты КЦСОН рассказали и показали, как справиться с этим.

1. Дыхательные упражнения: 

Вдох и выдох состоят из трёх фаз: вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все три фазы. Начните с пяти секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того чтобы поднять общий тонус, собраться с силами, чередование фаз должно быть следующим: вдох – выдох – пауза. 

Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость. То есть, изменяя ритмику дыхания, можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое. 

2. Массаж и самомассаж 

Задачами массажа здесь будут: нормализация психоэмоционального состояния, улучшение обменных процессов, метаболизма тканей, улучшение крово- и лимфообращения, снятие гипертонуса мышц, снятие образовавшейся доминанты в нервной системе, нормализация сна. 
Методика массажа. Применяют поглаживание, растирание, неглубокое спокойное разминание. Исключаются ударные приёмы и интенсивные техники. Массируют затылок, воротниковую область, спину, нижние конечности, грудную клетку, верхние конечности. 

После знакомства с теоретической частью специалист Татьяна Зуева провела с участниками практическое занятие. Все дети и родители сели на пол на заранее приготовленные карематы и проделывали различные упражнения. Сначала были показаны упражнения для детей: «Возьмите себя в руки», «Врасти в землю», «Стойкий солдатик», «Море волнуется», «Скульптура», «Ты – лев», «Спаси птенца», «Солнечный зайчик» и другие. Дети с удовольствием участвовали в играх, а затем все собрались за большим столом и под руководством Натальи Полюшкиной и Марины Глимбоцкой выполнили творческую работу, которую потом подарили своим родителям.

Пришёл черёд учиться мамам и папам, как снять напряжение себе и своему ребёнку. Родители, как и дети, играли в различные игры: «Атомы-молекулы», «Танец отдельных частей тела», «Джунгли», «Портфель настроения». В начале и конце занятия они передавали чудесное солнышко. Сколько было у солнышка лучиков, столько было пожеланий и хороших слов. Родители делились своими впечатлениями о том, как теперь в домашних условиях будут применять полученные знания. Все ушли довольными. Дети – со сладкими призами, а родители – с раздаточным методическим материалом.

Хочется поблагодарить работников Балайского клуба за помощь в проведении мероприятия.

Вера ХЛЕБНИКОВА,
зав. отделением соцреабилитации детей
с ограниченными возможностями МБУ КЦСОН

Комментариев нет:

Отправка комментария