КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ С КАДРАМИ В СЕЛЬХОЗОТРАСЛИ?


ЭТОТ ВОПРОС БЫЛ ОСНОВНЫМ НА СОВЕЩАНИИ И ЗАСЕДАНИИ КРУГЛОГО СТОЛА, КОТОРЫЕ СОСТОЯЛИСЬ В УЯРЕ

Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики страны. Тем более когда речь идёт о России, богатой в первую очередь земельными угодьями, а не только из-за установленных Западом экономических санкций. Однако развитие этой отрасли напрямую зависит от кадрового потенциала. 

ЗЕМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

Молодые специалисты-аграрии, обладающие современными знаниями, сегодня как воздух необходимы сельскому хозяйству для развития современного производства и управления новейшей техникой. Но стоит признать, что в настоящее время проблема дефицита кадров в аграрном секторе стоит достаточно остро.

Об этом и не только шла речь на состоявшихся в Уярском сельскохозяйственном техникуме совещании и заседании круглого стола во время проведения регионального чемпионатав рамках международной программы «WorldSkills».

Вначале, 25 января, состоялось совещание представителей министерства образования и министерства сельского хозяйства с директорами и заведующими филиалами профессиональных образовательных учреждений. В нём приняли участие 14 образовательных организаций и 19 филиалов из западного, центрального, южного и восточного территориальных округов, которые осуществляют подготовку кадров для сельского хозяйства. Цель встречи – обсуждение проблем, ключевых задач и приоритетных направлений работы на 2016год и решение вопроса обеспечения квалифицированными кадрами агропромышленного комплекса края. 


Совещание началось с сообщения первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольственной политики Александра Походина. Он озвучил успехи сельскохозяйственной отрасли нашего региона. 

– Красноярский край является лидером среди регионов Сибирского федерального округа по урожайности зерновых культур. Кроме того, сегодня у нас имеются серьёзные наработки в растениеводстве, достигнуты хорошие результаты в животноводстве, – сказал Александр Николаевич. 

Однако, по словам замминистра, имеются и проблемы. Главная из них – кадровое обеспечение села. И проводя нынешнее совещание, отметил Александр Походин, министерство преследовало цель установить обратную связь с образовательными учреждениями края, изыскать новые рычаги воздействия, подобрать системные методы и всевозможные инструменты для привлечения молодых кадров на село. 

Не обошёл вниманием Александр Николаевич и тему успешного развития малых хозяйств, в которых к кадровому вопросу относятся очень избирательно. В этих хозяйствах предпочтение при приёме на работу отдаётся специалисту с сельскохозяйственным образованием.

– Сегодня, в условиях санкций, мы вынуждены заниматься вопросами импортозамещения системно. И тут главная задача сельхозпроизводителей – воспользоваться представленными возможностями. Уже есть первые результаты в агропромышленном комплексе края. У нас АПК растёт более быстрыми темпами, чем большинство других отраслей. Да и вообще сельское хозяйство – это одна из немногих растущих отраслей в настоящее время. Но потенциал в этой сфере имеется ещё большой, и нужно стараться использовать его, разъясняя молодёжи, что профессии работников сельхозпроизводства становятся одними из самых престижных в стране, – подчеркнул Александр Походин.

Заместитель министра образования Красноярского края Ольга Никитина в своём выступлении напомнила задачи, которые стоят перед средними профессиональными образовательными учреждениями в 2016 году, остановилась на проблемах и путях решения вопроса кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли

– На территории нашего края достаточно учреждений, которые готовят специалистов для села, – сказала Ольга Николаевна. –14 профессиональных образовательных организаций и 19 филиалов осуществляют подготовку кадров для сельского хозяйства. В них обучается около 4,5 тысячи студентовпо 20 профессиям и специальностям. Ежегодный выпуск составляет около тысячи специалистов. Кроме того, в течение учебного года около двух тысяч работников разных специальностей, которые трудятся в селе, проходят обучение с отрывом от производства по различным формам: профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации. 

И всё же, отметила Ольга Никитина, сегодня, к сожалению, интерес молодёжи к сельскохозяйственным профессиям ещё недостаточно высок. А происходит это, по её мнению, из-за низкого качества подготовки, которое ещё имеет место быть. Причина – слабая материально-техническая база большинства профессиональных образовательных учреждений: устаревшие машины, оборудование и сельхозтехника. Кроме того, в этих учебных заведениях отсутствует необходимая инфраструктура – столовые, общежития, спортивные залы, медицинские кабинеты и т.д. А в некоторых филиалах занятия проводятся в приспособленных зданиях. Поэтому сегодня не снимается значимость целевого обучения, которое практикуется в образовательных учреждениях и направлено на то, чтобы молодые люди не только обучались за счёт производства и проходили практику на предприятиях, но и могли в дальнейшем на них гарантированно трудоустроиться.

– Конечно, обеспечение учебных заведений необходимым оборудованием, современной сельскохозяйственной техникой – это государственная задача, то есть наша. И мы будем её решать. А задача директоров образовательных учреждений – правильно организовать учебный процесс и обеспечить качественную подготовку кадров, – сказала в заключении Ольга Никитина.

ТОЧКИ РОСТА ОТРАСЛИ

Оживлённо проходило 26 января заседание круглого стола. Его тема:

«Система взаимодействия учреждений общего и профессионального образования и работодателей, в рамках отраслевого образовательно-производственного кластера для сельскохозяйственной отрасли восточной зоны Красноярского края».

На заседании присутствовал глава администрации Уярского района Павел Грызунов, представители министерства сельского хозяйства и продовольственной политики, начальники отделов образования, директора средних школ и руководители крупных сельскохозяйственных предприятий Восточного территориального округа Красноярского края. 

Открыл мероприятие директор Уярского сельскохозяйственного техникума Артур Аветисян. Он огласил тему предстоящего разговора за круглым столом: «Создание отраслевого образовательно-производственного кластера, увязывающего интересы производства, органов управления и образовательных организаций, как точки роста сельскохозяйственной отрасли восточной зоны Красноярского края». При этом Артур Самвелович отметил, что, несомненно, подготовка кадров для сельского хозяйства приведёт к лучшим результатам, если техникум будет тесно сотрудничать с общеобразовательными школами и сельскохозяйственными предприятиями.


– На сегодняшний день выпускники образовательных учреждений после получения дипломов не стремятся работать в сельхозпредприятиях края. Одной из причин этого является слабая мотивация ещё перед поступлением в учебные заведения у школьников и их родителей, которые не связывают будущее своих детей с селом, – отметил Артур Самвелович. 

Артур Аветисян напомнил, что ещё в 2015 году на одном из совещаний в Уяре было принято решение о создании отраслевого образовательно-производственного кластера. На той встрече представители Уярского сельскохозяйственного техникума совместно с министерством образования представили проект «Создание образовательно-производственного кластера, как точки роста для сельскохозяйственной отрасли Красноярского края». В ходе совещания его участники обсуждали новые подходы подготовки кадров для аграрного сектора. Руководство техникума предложило в рамках образовательно-производственного кластера совместно с сельхозтоваропроизводителями вести профориентацию детей и их родителей ещё со школьной скамьи.

Артур Самвелович отметил, что Уярский сельскохозяйственный техникум ежегодно проводит профориентационную работу, в ходе которой у детей проявляется интерес к рабочим профессиям сельскохозяйственного назначения (ветеринары, механизаторы сельскохозяйственных машин, трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства). В связи с этим в рамках кластера была определена работа со школами с целью мотивации их к овладению сельхозпрофессиями.

На сегодняшний день изъявили желание работать в составе кластера такие сельхозтоваропроизводители, как ЗАО «Авдинское», ООО «Нектар», ОАО АПК «Уярский», ООО «Искра», ООО «ОПХ «Солянское», а также профильные министерства.

Далее Артур Аветисян наглядно продемонстрировал структуру общего образования Красноярского края, где количество сельских школ почти вдвое превышает городские: 734 к 406. 

– Тогда непонятно, почему баланс рынка труда Красноярского края по кадровой обеспеченности для сельского хозяйства составляет всего 34 %, ведь сельские школы ориентированы на село и работают на село, – этот вопрос Артур Самвелович адресовал всем участникам круглого стола. 

Подводя итог своему выступлению, Артур Аветисян отметил, что по итогам заседания круглого стола хотел бы понять обратную связь и услышать отношение образовательных школ, коллективов предприятий, а также администрации района к предложенному сотрудничеству.

Затем слово взяла заведующая отделением Рыбинского филиала КГБПОУ «Уярский сельскохозяйственный техникум» Олеся Ляшко. Она представила проект взаимодействия учреждений общего и профессионального образования с работодателями в рамках отраслевого образовательно-производственного кластера. Целью этого проекта является популяризация современного образа жизни на селе путём взаимодействия учреждений общего и профессионального образования с сельхозтоваропроизводителями.

В процессе реализации проекта участники будут решать поставленные перед ними задачи. Техникум – вести целевую подготовку кадров, соответствующих современным требованиям высокотехнологичных производств в сфере сельского хозяйства. Школы – решать проблему профориентации учащихся с уклоном в сельскохозяйственную сферу. Работодатели – готовить мотивированного специалиста.Органы местного самоуправления – обеспечивать успешное развитие территории параллельно с развитием сельхозотрасли.

Было предложено якорно закрепить за каждым предприятием школу. В частности, в Уярском районе за ЗАО «Авдинское» – Авдинскую школу, за ООО «Нектар» – Новопятницкую школу, за ОАО АПК «Уярский» – школу №2.

ПРИВЛЕЧЬ И УДЕРЖАТЬ

Также участники круглого стола обсудили вопрос о мерах социальной поддержки сельскохозяйственных кадров, чтобы максимально заинтересовать выпускников школ в будущей работе на селе.

Эта тема стала определяющей и в выступлении консультанта отдела правовой, кадровой работы и ведомственного контроля министерства сельского хозяйства и продовольствия Красноярского края Аллы Газенкампф. 

– Наше министерство озабочено проблемой кадровой обеспеченности отрасли, но конкретные мероприятия в рамках программы «Кадровая обеспеченность АПК» начали действовать с 2004. Отсутствие у школьников необходимой информации о мерах государственной поддержки в сфере агропромышленного комплекса ограничивает их выбор при определении будущей профессии. И, соответственно, выпускники школ не стремятся поступать в сельскохозяйственные образовательные учреждения. А ведь социальные выплаты в этой отрасли немалые. К примеру, 

единовременная денежная выплата молодому специалисту сельского хозяйства составляет 300 тыс. рублей, студентам также за счёт краевого бюджета возмещается 100 процентов стоимости обучения в вузе. 

Начальник отдела развития сельских территорий министерства сельского хозяйстваи продовольствия Вячеслав Матушкин рассказал о программе улучшения жилищных условий молодых специалистов сельскохозяйственной отрасли.


Далее слово было предоставлено работодателям.

– Всё познается в сравнении, – сказал директор ООО «ОПХ «Солянское» Яков Энгель. – Наше предприятие сотрудничает с Уярским сельскохозяйственным техникумом уже три года. Его студенты проходят производственную практику на базе нашего хозяйства, а некоторые после обучения пришли работать к нам на производство. У нас 80 человек, из них 15 специалистов, уже достигли пенсионного возраста. Поэтому мы с радостью готовы работать с молодёжью, в том числе со школами – нам нужны молодые квалифицированные кадры, которые будут продолжать развивать предприятие.

Директор ЗАО «Авдинское» Сергей Перфилов с сожалением отметил, что не видит искры в глазах учащихся, когда он и его работники приходят в школу. Да, во время экскурсий на предприятие детям всё нравится, но охоты остаться и работать в селе у них нет. Директор ЗАО «Авдинское» положительно отнёсся к предложению закрепить за предприятиями общеобразовательные школы. 

– Нужно решать проблему возвращения молодёжи в село, чтобы оно дальше развивалось. Кроме того, считаю, необходимо и директоров школ нацеливать на это. И если молодые специалисты вернулись для работы в родное село, значит, директор школы сработал эффективно, – предложил Сергей Николаевич.

Представитель ОАО «АПК «Уярский» Иван Поддубский отметил, что нужно не только детей профессионально ориентировать, но и преподавателей сельскохозяйственных учебных учреждений знакомить с оборудованием, поступающим на предприятия. Чтобы молодые люди, приходя работать после техникума, уже были знакомы с новой техникой.

– Во всех отраслях села имеется дефицит кадров. Да что там говорить, у нас в школах не хватает учеников, ведь молодёжь после учёбы в техникумах и вузах не возвращается домой, не создаёт здесь семьи. Но я согласна, что якорная система, когда за предприятием закрепляется определённая школа, поможет в вопросе решения кадровой проблемы, – сказала заместитель директора по учебной работе Уярского сельскохозяйственного техникума Галина Кириченко.

– Нужно закладывать это в детях с начальной школы, потому что уже в 9 классе ученики начинают искать себя и к 10 классу, как правило, определяются в дальнейшей профессии, – добавила директор уярской школы № 2 Елена Куприянова.

Присутствующие на круглом столе начальники отделов образования территорий поддержали якорную идею и высказали свою готовность содействовать школам в этом вопросе. 

Директор Новосолянской средней школы № 1 поднял тему дальнейшего образования выпускников сельскохозяйственного техникума и устройства на работу. 

– Согласно закону об образовании, у них есть возможность поступить в высшее учебное заведение без сдачи ЕГЭ. Красноярский край субсидирует получение высшего образования. Унашего техникума имеется практика сотрудничества с Красноярским аграрным университетом, есть возможность построения многоуровневой подготовки квалифицированных кадров совместно с высшим учебным заведением, – сообщил Артур Самвелович.

Подводя итоги круглого стола, Артур Аветисян определил основные направления, в которых нужно двигаться дальше: организовать работу якорных предприятий со школами и заключить трехсторонние соглашения.

Сергей БАЛАЦКИЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий