16+

О ЧЁМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ПАМЯТЬ ИСТОРИИ

Почему мы должны знать историю своей страны? Потому что мы должны знать, что сказать своим детям!

Звук старого патефона, поскрипывание деревянной прялки, истёртые фото людей в одеждах начала прошлого века, армейская книжка советского солдата, расписавшегося на Рейхстаге… Всё это сохраняет культурный код и вместе с социальной информацией передаёт нам важные знания и эмоции. 

Сама история сокрыта в старых предметах, записях и фотографиях. Она передаётся от прадедов к правнукам, от предков к потомкам, от старшего поколения к младшему. Знание своей истории жизненно важно для цивилизованного общества. Её незнание разрывает изнутри целые страны, режет по живому, как мы это видим на Украине. Народы, на знающие своей истории, обречены повторять её негативные моменты. 

У древних римлян существовало божество – Двуликий Янус. У него два лица: молодое и старое, которые смотрят в противоположные стороны. Как две двери, одно из которых обращено в прошлое, а другое в будущее. Без прошлого не существует будущего. Люди должны знать, помнить своё прошлое, чтобы не повторять ошибок в будущем.

О том, как важно приобщать детей к истории и музейному делу, всерьёз задумались педагоги Центра дополнительного образования «Пионер». С сентября по декабрь прошлого года они проводили большую работу по реализации краевой программы «Память истории». В ней участвовали 120 учащихся со всего Уярского района. Основная цель этой программы: обучение ребят музееведению и оказание посильной помощи в пополнении экспонатов районного музея. «Музееведение» – это наука о сохранении культурного наследия, истории и её артефактов.

Программа «Память истории», написанная педагогами ЦДО «Пионер», вошла в число победителей второго краевого конкурса дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме. Этот конкурс проводится с 2014 года и призван стимулировать разработку дополнительных общеобразовательных программ. Участие в открытой общественно-профессиональной экспертизе приняло 36 программ из 17 муниципалитетов края. Конкурсная комиссия определила победителей, в число которых вошли и представители уярского Центра дополнительного образования «Пионер».

С сентября прошлого года коллектив ЦДО «Пионер» приступил к реализации проекта «Память истории». Педагоги центра ездили по школам, рассказывали детям о проекте, предлагали принять в нём участие. В итоге программой «Память истории» заинтересовались 120 детей. 

Для начала они прослушали курс лекций от педагогов ЦДО «Пионер». Темы: «Что такое музей и его основные предметы», «Что такое музейные фонды, и как они создаются», «Фондовая работа музея» и т.д. Вооружившись этими теоретическими знаниями, учащиеся посетили пришкольные музеи и воочию увидели музейные экспонаты и то, как они оформляются. Наибольшее впечатление произвёл на них музей боевой славы в селе Толстихино. Его экспонаты расположены в сельской школе. Самое примечательное, что в роли экскурсоводов выступают сами учащиеся Толстихинской школы. 

– Толстихинские ребята замечательно справились со своей задачей, – отметила педагог-организатор ЦДО «Пионер» Надежда Щебельская. – Вы только представьте, как сложно быть экскурсоводом. Надо запоминать большой объём информации, и не просто зубрить её наизусть, а разбираться в теме. Посетители часто задают вопросы, на которые экскурсоводы должны давать обстоятельные ответы. Надо быть раскованным и уметь хорошо говорить. И, конечно же, экскурсоводом может стать только тот ребёнок, который интересуется историей. Наши дети, побывавшие в музее боевой славы Толстихинской школы, услышали много бесценной и важной информации о героическом прошлом сельчан, которые погибли в Великую Отечественную войну. Не менее важно было узнать и о тех, кто жил и работал в Толстихино и соседних населённых пунктах после войны, создавая трудовую славу села. Было очень интересно. Нам дали послушать старый патефон, под который танцевала молодёжь ещё в первой половине прошлого века. Кроме того, мы увидели документы участника Великой Отечественной войны, фронтовика, который в мае 1945 года расписался на Рейхстаге в Берлине. В общем, всем рекомендую посетить музей в Толстихино. Его координатор и идейный вдохновитель – учитель Толстихинской школы Любовь Ивановна Савва. 

Участники проекта «Память истории» также посетили музеи в Красноярске: музей художника Андрея Поздеева, краеведческий, музей-усадьбу писателя Виктора Астафьева. 

Экскурсии в музеи различных направлений стали стимулом для многих учащихся, чтобы внести посильный вклад в поиск исторических предметов. Каждому ребёнку было интересно провести «раскопки» на чердаках или в подвалах своих домов, чтобы найти старинные вещи, которые представляли бы интерес для музея. В результате во время открытия районного музея, который был создан недавно при районной библиотеке, наши дети подарили его организаторам первый электрический утюг весом до 2 килограммов.

Итогом проекта «Память истории» послужила детская научно-практическая конференция «История одной вещи». На ней выступили учащиеся, которые смогли отыскать и принести предметы, которые соответствовали музейным понятиям. К каждому предмету делалась презентация. В их числе пахталка – кадушка, в которой сбивают масло. Большой интерес вызвали прялка и курлядские весы – безмен. Ещё один музейный экспонат – рубель. Это не монета, как может показаться по созвучному названию, а предмет домашнего быта – в старину русские женщины использовали его для стирки (выколачивания) и глажения белья. На Севере рубели ещё называли «катальными палками». Также дети принесли много кованых изделий – старинных гвоздей и подков. 

– Из всех этих предметов и образовался музейный фонд, который обязательно будет передан в районный музей, – сказала Надежда Щебельская. – Всем ребятам, принявшим участие в нашем проекте, мы говорим спасибо за то, что они внесли свою бесценную частицу в историческую жизнь наших земляков. 

Изучать историю всегда интересно. Захватывающим может стать и рассказ о том, как зарождались оригинальные идеи, а потом, преодолевая многочисленные преграды, воплощались в жизнь. Ещё более впечатляют рассказы о подвигах наших земляков в годы Великой Отечественной войны. Они вызывают в детях гордость и желание не уронить славу своих предков. Знакомство с раритетами и артефактами будит в детях творческую мысль. Конечно, не обязательно участники проекта «Память истории» в дальнейшем свяжут свою жизнь с музейным делом. Но любой человек должен знать и помнить историю родной земли. 

Ольга БЕЗГОДОВА



Комментариев нет:

Отправить комментарий