ЗОНА ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

ХОЖДЕНИЕ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ПУТЯМ ВСЕГДА СВЯЗАНО С РИСКОМ

Железная дорога – зона повышенной опасности. Как часто мы сталкиваемся с этой фразой, но так ли часто задумываемся об истинной её весомости? 

Мне самой не раз приходилось наблюдать леденящие душу картины, когда мальчишки двенадцати – четырнадцати лет цепляются за вагоны отправляющегося грузового поезда, а потом на нарастающем ходу спрыгивают прямо на острые камни. Для них это кажется увлекательной игрой, вспенивающей в жилах адреналин. А теперь представим, что в этот самый момент на соседнем пути возникает встречный поезд. Вот тогда уже адреналину станет тесно в жилах, он рванёт наружу, прихватив с собой и саму жизнь…

Ещё одна любимая забава детворы по дороге домой из школы – при виде неспешных маневровых передвижений так и норовят подложить что-нибудь под колёса, а потом с восторгом наблюдают, как это что-нибудь расплющивается прямо на глазах. Если при этом одному из храбрецов удаётся выхватить расплющенный предмет обратно, в глазах товарищей он становится героем. Не хочется даже думать о том, что может отразиться в их глазах при виде расплющенных на рельсах собственных пальцев… 

Ощутимый тычок в плечо железной «руки» тепловоза навсегда останется в памяти двух подростков, переходивших путь, не убедившись в его свободности. А бдительности их окончательно лишили наушники, напрочь затуманившие остатки разума. Лишь по счастливой случайности им удалось избежать беды. Тепловоз вовремя остановился, успев только подтолкнуть парнишек, прогоняя со своего пути. 

Начальник станции Уяр Дмитрий Заболотский всерьёз обеспокоен проблемой поведения людей в зоне повышенной опасности.

- Движение по железной дороге не прекращается в любое время суток и при любых погодных условиях, - говорит Дмитрий Александрович. - О том, что здесь нужно вести себя максимально осторожно, предупреждают различные средства наглядной информации. Но есть люди, которые, глядя на плакаты, пропагандирующие Правила безопасности при нахождении в зоне повышенной опасности, осознанно нарушают их. Сломя голову, перебегают железную дорогу перед носом мчащегося поезда. При этом иногда чудом успевают, а иногда - нет. Очень бывает обидно, когда так поступают взрослые, идущие со своими детьми или внуками. Во-первых, показывают опасный пример, во-вторых, рискуют их жизнью.

Хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском. Нередки случаи травматизма людей, идущих в непосредственной близости к путям или в колее. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, следует учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100 – 120 км/час, за одну секунду преодолевает тридцать метров. А пешеходу, для того чтобы пройти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти – шести секунд. Тем более что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плеера. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее пройти рельсы. И что ждать в таком случае?

Актуальность вопроса повышается во время школьных каникул, когда дети предоставлены сами себе. При отсутствии контроля со стороны родителей и грамотной разъяснительной работы в школах ребята просто не умеют себя вести на железной дороге. Они беспечно бродят на путях, катаются на подножках вагонов, ищут развлечений. 

Особый разговор - о контактной сети. Напряжение в проводах чрезвычайно высокое: до 27500 вольт. Электрическая дуга между проводом и человеком может возникнуть на расстоянии до двух метров, а именно такое расстояние от крыши вагона до контактного провода. Известно множество случаев на железных дорогах, когда шалости с влезанием на вагон заканчивались поражением током и смертью. 

Детский травматизм вызывает особую тревогу в условиях развития высокоскоростного движения и требует принятия первоочередных мер и неформального подхода к решению этого вопроса. Ведь дети не всегда могут оценить реальную опасность, предпринять какие-либо срочные меры и не успевают быстро покинуть опасную зону. Наиболее эффективным методом предотвращения детского травматизма становится недопущение несанкционированного нахождения несовершеннолетних в зоне движения скоростных поездов. 

Красной нитью в вопросах травмирования граждан проходит набирающее движение так называемых «зацеперов». Так, с 2011 года травматизм среди этой группы людей вырос в пять раз. В результате падения с подвижного состава травмируются дети, к сожалению, есть случаи со смертельным исходом. Ведь невозможно упасть с автосцепки или, тем более, с крыши вагона, не получив травму. А зачастую люди срываются на перегонах, где нет населённых пунктов и случайных свидетелей, вследствие чего они не могут получить неотложную медицинскую помощь в кратчайший срок. 

Дмитрий Заболотский уверен, что основы поведения детей в зоне повышенной опасности прежде всего должны прививаться в семье, а работники Красноярского центра организации работы железнодорожных станций, в свою очередь, для предотвращения детского травматизма проводят широкую агитационную работу с несовершеннолетними. 

Обоснованное беспокойство Дмитрия Александровича полностью разделяет инженер по охране труда станции Уяр Наталья Юдина. Первоочередная задача Натальи Викторовны – предупреждение травматизма уже самих работников станции, которые подвергаются опасности на протяжении всей рабочей смены. 

- Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, – объясняет Наталья Викторовна. – Право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, провозглашённое Конституцией РФ в статье 37, является одним из основополагающих среди прав и свобод человека. 

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организациях и на предприятиях возлагаются на работодателя (ст. 212 ТК РФ). Работодатель обязан на каждом рабочем месте обеспечить условия, соответствующие требованиям охраны труда. К ним относятся: применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников; приобретение и выдача за счёт собственных средств сертифицированных спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда либо выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой медицинской помощи; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание, а также доставка работников, заболевших на рабочем месте, в лечебную организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи…

Российским законодательством закреплено право работников на безопасный труд. Общий надзор и контроль над тем, как работодатели соблюдают требования трудового законодательства, осуществляет федеральная инспекция труда. Нарушения требований охраны труда влекут за собой административную ответственность работодателя и особое внимание контролирующего органа. Но главное – это риск травматизма и даже гибели работника на производстве. 

Железная дорога не опасна для тех, кто соблюдает правила, кто внимателен и осторожен, дисциплинирован в опасной зоне. А правила железнодорожного транспорта просты, надо просто их выполнять. Берегите свою жизнь! 

Ирина ЗАНЬКО

Комментариев нет:

Отправить комментарий