ЖИТЕЛИ РАЙОНА ЗА ЧИСТОТУ ЭКОЛОГИИ

29 января в сельском Доме культуры поселка Роща прошли общественные слушания по модернизации Красноярского алюминиевого завода, включающей строительство опытного корпуса электролизеров с инертными анодами на территории ОАО «РУСАЛ-Красноярск». В них приняли участие жители Рощинского и Балайского муниципальных образований, а также города Уяра. 

Какое отношение модернизация КрАЗа имеет к нам, жителям Уярского района? Оказывается, мы входим в узаконенную 80-километровую зону прилегающих к этому предприятию территорий, а значит его производственные выбросы доходят и до нас, в первую очередь до жителей поселков Балай и Роща. 

Председательствующий на слушаниях глава района Анатолий Карабарин предоставил слово депутату Законодательного Собрания края, заместителю директора Алюминиевого дивизиона «Восток» компании «РУСАЛ» Сергею Попову. 

- Красноярский алюминиевый завод готовится к переходу на новую – экологичную - технологию производства алюминия, - сказал в своем выступлении Сергей Александрович. - Компания готова приступить к промышленному испытанию новой технологии «Инертный анод», которая позволит кардинально решить проблему промышленных выбросов алюминиевого предприятия, и, соответственно, улучшить экологию Красноярска, а также близлежащих районов. Испытания в лабораторных условиях подтвердили расчеты ученых - при внедрении технологии произойдет снижение выбросов фторидов, смолистых веществ, диоксидов серы, углекислого газа. Теперь в РУСАЛе намерены продолжить реализацию проекта на действующем производстве. Для этого на Красноярском алюминиевом заводе планируется открыть опытный участок. 

Как отметил Сергей Попов, компания работает над созданием передовой технологии, которая кардинально сократит выбросы при производстве алюминия. Опытный участок – это шесть инновационных электролизеров (сейчас на КрАЗе действует более двух тысяч электролизных ванн традиционного типа с технологией Содерберга). Ни о каком расширении производства речь не идет. На новом оборудовании инженеры и ученые отработают основные производственные процессы новой технологии. Их задача - перенести лабораторный результат на промышленную площадку. Опытные электролизные ванны будут выделять столько же кислорода, сколько, к примеру, остров Татышев, если его полностью озеленить кленами. После завершения испытаний опытный участок закроют, и каждый электролизер КрАЗа в ходе капитальных ремонтов будет заменен на новый – с инертными анодами. 

– Сегодня РУСАЛ не прекращает экологические программы, запланированные до 2015 года. В данной ситуации проведение публичных слушаний - это работа и Законодательного Собрания края, и администрации Красноярска, а также действие нового краевого закона, который предусматривает, что любые планы модернизации производства либо новое строительство промышленных объектов должны учитывать общественное мнение. Результатом строительства испытательного производства станет снижение до минимума вредных выбросов КрАЗа. Для меня, как жителя Красноярска, это очень большой шаг в улучшении экологии нашего региона, - сказал Сергей Попов. 

После выступления заместителя директора Алюминиевого дивизиона «Восток» компании «РУСАЛ» уярцам было предложено задать все интересующие их вопросы. Принимая во внимание важность темы разговора, недостатка в них не было. 

Например, уярских жителей интересовало, действительно ли после перевода КрАЗа на новую технологию выбросы завода будут снижены до минимума и экология прилегающих к нему территорий в 80-километровой зоне улучшится? 

По словам представителей компании РУСАЛ, если разработки удастся внедрить в широкую практику, то нашим территориям они принесут существенную пользу. Применение инертных анодов, согласно выводам ученых, позволит снизить выбросы канцерогенных веществ и парниковых газов в атмосферу города. В общих масштабах снижение составит около 1,4 млн тонн СО и СО2, 1350 т смолистых веществ, 2840 т пыли, 4680 т диоксида серы, 960 т фторидов в год. Одна из принципиальных особенностей новой технологии состоит в том, что дополнительным продуктом производства является чистый кислород: один электролизер будет выделять такое количество этого газа, которое равноценно поступлениям от 70 гектаров лесных насаждений. А если перевести на новую технологию весь КрАЗ, завод будет в год производить около 800 тыс. тонн кислорода, что сопоставимо с «работой» лесного массива в 158 тыс. га. 

- Скажите прямо, завод не собирается расширять производство? – не покидало сомнение уярцев. 

- Нет, речь идет именно об открытии опытного участка из шести электролизеров. На новом оборудовании инженерам и ученым необходимо отработать основные производственные процессы, то есть перенести лабораторный опыт на промышленную площадку. Если испытания пройдут успешно, то опытный участок закроют и каждый из электролизеров КрАЗа из ныне эксплуатируемых заменят на новые - уже с инертными анодами. ​ 

- Насколько технология революционна? Занимаются ли подобным проектом другие страны мира, скажем, США или Китай? 

- Можно сказать, что внедрение подобных технологий в алюминиевое производство — мечта всех металлургических компаний мира, которая долго не претворялась в реальность. Существующие на сегодня способы производства алюминия, даже на обожженных анодах, уже не могут устраивать мировое сообщество, и все крупные компании, в том числе США и Китая, буквально бредят мыслью о технологии на инертных анодах. Мы оценивали ситуацию и можем сказать, что продвинулись в разработке дальше всех. 

- Что необходимо сделать для того, чтобы проект был окончательно реализован? 

- Проект выходит из стен лаборатории в производство, и необходим запуск опытного участка, который планируется открыть на промплощадке КрАЗа — без необходимости отчуждать под строительство перспективные для градостроительства территории. Проект включает шесть новых электролизеров (на действующем по нынешней технологии Содерберга производстве завода работают более 2000 электролизных установок). Уже разработана проектная документация нового корпуса, а его строительство может быть завершено до 2015 года. 

Уярцы также поинтересовались, как скоро технология, пройдя обкатку на опытном производстве, будет реализована в широкой практике? 

Выяснилось, что пока в планах РУСАЛа стоит 2017 год. Инженеры компании реалисты и прекрасно понимают, что между лабораторными открытиями и внедрением в промышленное производство лежит долгий путь. Но его необходимо пройти. Хороший результат в лабораториях — это одно, теперь необходим жизненно важный для красноярцев результат применения новой технологии в промышленных корпусах. 

Глава администрации Уярского района Анатолий Карабарин подвел итог обсуждению. 

- Переход КрАЗа на принципиально новую экологичную технологию производства алюминия поддерживают, на основании полученных экспертных заключений, не только депутаты Законодательного Собрания края, но также красноярские ученые и общественные организации экологической направленности. Инженеры РУСАЛа разработали уникальный проект «Инертные электроды для получения алюминия». По мнению экспертов и специалистов компании, применение этой разработки позволит РУСАЛу свести практически к нулю нагрузку на окружающую среду. Дорога от первых лабораторных опытов до промышленной электролизной ванны, прошедшей обкатку, - очень сложный путь. Но, на мой взгляд, в технологии инертных анодов нет обстоятельств, которые делали бы ее нереализуемой. И потому я с оптимизмом смотрю на перспективы ее промышленного внедрения, - сказал Анатолий Николаевич. 

После обсуждения важного вопроса практически все участники разговора сошлись на том, что модернизацию проводить необходимо. Надо сказать, многих уярцев приятно удивило стремление руководства КрАЗа четко выполнять существующий краевой закон о всенародном обсуждении строительства на территории наиболее значимых производств. Хотя действующий федеральный закон «Об охране окружающей среды» требует учитывать мнение населения при размещении объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может причинить вред окружающей среде. 

В случае с модернизацией КрАЗа мы видим, что компания подошла к внедрению революционной технологии выплавки алюминия не для увеличения объёмов выпускаемой продукции или сокращения ее себестоимости, а для улучшения экологических показателей производства, причем в несколько десятков раз. Владельцы производства максимально открыто рассказывают о перспективах развития компании, не скрывая засекреченные до настоящего времени технологии. 

В итоге, обсудив вопрос строительства опытного корпуса КрАЗа, большинство из присутствующих поддержали это нужное дело. 

Сергей БАЛАЦКИЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий