Оксана СОЛОМАТОВА: «ЗАБОТА О ПОЖИЛОМ ЧЕЛОВЕКЕ – НАША ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА»

Повышение качества обслуживания пожилых людей – одно из важных направлений социальной политики нашего государства. О том, какая помощь оказывается старшему поколению в Уярском районе, мы беседуем с директором МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Оксаной СОЛОМАТОВОЙ. 

- Оксана Анатольевна, что делается в нашем районе для того, чтобы у пожилых людей были приемлемые условия для достойной жизни? 

- Основное направление развития социального обслуживания пожилых людей и инвалидов - дать им возможность свободно выбирать свой образ жизни и вести независимое существование в привычной для них обстановке, пока они желают и могут делать это. На первый план выходит задача повышения качества предоставляемых социальных услуг. Поэтому именно конкретные нужды пожилых людей определяют стратегию развития и практику в этом направлении. Пожилые люди должны получать не те услуги, которые в силу различных условий и обстоятельств могут предоставить им социальные службы, а услуги необходимые, строго соответствующие индивидуальной нуждаемости в них. 

С целью более полного охвата населения района мы в нашем Центре разработали буклеты и брошюры для информирования клиентов о местонахождении социального учреждения, о списке предоставляемых услуг. Составляем памятки и рекомендации для социальных работников, обслуживающих пожилых людей на дому, чтобы они, опираясь на передовой опыт, могли повышать качество предоставляемых услуг. Регулярно наши специалисты для повышения квалификации проходят курсы обучения в г. Красноярске - это дает им возможность постоянно совершенствоваться в условиях быстро меняющихся технологий и требований к данной профессии. 

Специалисты МБУ КЦСОН помогают гражданам в восстановлении утраченных документов. В последнее время этот вид услуги стал более востребован в связи с оформлением статуса «Дети войны». Часто для этого приходится отправлять запросы в отделы загса других районов Красноярского края. 

- Нередко вам приходится иметь дело с лицами без определенного места жительства. С какими проблемами вам при этом приходится сталкиваться? 

- Уровень социальных ожиданий людей этой категории, как правило, низкий. Они ни на что не надеются и не пытаются изменить свою жизнь. Активная часть, ищущая выхода из создавшейся жизненной ситуации, не превышает одной пятой лиц без определенного места жительства. Обращаются к нам за помощью в трудоустройстве, причем на любых условиях в городе или в сельской местности, в основном те, кто начал бродяжничать недавно и сохранил более-менее удовлетворительное здоровье. Сотрудники нашего Центра содействуют в помещении в больницу города граждан без определенного места жительства и занятий для дальнейшего оформления в стационарные учреждения социального обслуживания Красноярского края на постоянное место жительства. До получения путевки в дом-интернат мы определяем этих людей для временного проживания в социальную гостиницу. Часто граждане, находящиеся в социальной гостинице, не имеют связи со своими родственниками. И нашим работникам приходится оказывать им помощь в установлении контактов с родными и близкими. Бывают случаи, когда у человека вообще нет никаких средств к существованию. При этом нередко у него имеются какие-либо физические увечья. Наши специалисты помогают оформить таким людям группу инвалидности. И надо отметить, многие граждане, которые прошли через нашу социальную гостиницу и попали затем в дома-интернаты, в дальнейшем ведут с нами переписку. 

- Какую еще помощь оказывает ваше учреждение людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации? 

- Гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, причем независимо от возраста, наше отделение срочной социальной помощи оказывает помощь разового характера. С 2012 года действует районная целевая программа «Обеспечение продуктовыми наборами проезжающих граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». Ведется межведомственная работа с ООО «Краспригород» по официальному разрешению выдачи справок на бесплатный проезд в электропоездах людям, оказавшимся без средств к существованию. 

Не так давно мы ввели новый вид услуги – поздравляем по телефону с днем рождения тех граждан, которые постоянно обращаются в отделение срочной социальной помощи. Чаще всего это одиноко проживающие люди, и им так приятно услышать теплые слова поздравления и добрые пожелания в свой адрес. Наши работники постоянно отслеживают праздничные даты обслуживаемых граждан. Заведующие отделениями социальной помощи на дому поздравляют своих подопечных с днем рождения, юбилеем и годовщиной свадьбы, вручают им памятные подарки. 

Увеличение численности пожилых людей в структуре населения сопровождается ростом их потребностей в социальных услугах. При этом, чем в более преклонном возрасте находятся представители старшего поколения и чем выше степень ограничения их возможностей, тем больший объём и состав услуг по уходу им необходим. Сегодня очень востребована надомная форма социального обслуживания населения, так как она малозатратна и обеспечивает безопасность условий проживания, сохранение самостоятельности и оказание эффективной поддержки семьям, осуществляющим семейный уход за пожилыми и инвалидами. Нуждаемость граждан в надомном обслуживании ежегодно увеличивается, что является объективным фактором. А значит, необходимы инновационные изменения в социальном обслуживании населения. В деятельность нашего учреждения систематически внедряются технологии, позволяющие увеличить количество обслуживаемых граждан. 

- И какие же это технологии? 

- Наиболее приемлемой в наших условиях представляется бригадный метод обслуживания клиентов. Это эффективный способ ведения производственной деятельности, предполагающий наличие согласованной команды единомышленников, в которой способности и преимущества отдельных работников умножают усилия и результаты, а недостатки компенсируются взаимопомощью и поддержкой. 

Суть бригадного метода состоит в разделении функций по направлениям предоставляемых услуг. То есть социальные и медицинские работники отделений объединяются в профильные мини-бригады и оказывают услуги по профилю: покупка и доставка продуктов; оформление документов; содействие в получении лекарственных препаратов; сезонные работы на приусадебных участках; ремонтные работы; чистка снега и т.д.. Согласитесь, это отличается от сложившейся схемы обслуживания, когда один социальный работник оказывает клиенту весь спектр социальных услуг. 

Специалисты участковой социальной службы проводят индивидуальную профилактическую работу с каждой семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию или находящейся в социально-опасном положении, проживающей на конкретном участке (в каждом сельском поселенииУярского района). Участковые специалисты оказывают помощь населению в сборе необходимых документов для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и субсидий с учетом доходов. А также их доставку в Управление социальной защиты населения в связи с тем, что не у всех жителей села есть возможность выехать в районный центр. Специалисты на селе оказывают социально-консультативную помощь, содействуют в реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов, оказывают помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в сборе документов для предоставления адресной социальной помощи. 

- Оксана Анатольевна, довольны ли пожилые люди уровнем оказываемой социальной помощи в районе? Есть ли у них какие-то пожелания по внедрению дополнительных услуг? 

- Мы часто слышим в свой адрес слова благодарности от тех, кому оказываем постоянную либо разовую помощь. Это лучший показатель работы социального учреждения и востребованности его услуг. Конечно, мы стараемся идти навстречу пожеланиям наших подопечных. Например, для оказания транспортных услуг пожилым гражданам и инвалидам МБУ КЦСОН вошел в долгосрочную целевую программу «Доступная среда для инвалидов» на 2011-2013 годы, где заложены денежные средства для приобретения специализированного автомобиля с подъемником. В дальнейшем планируется ввести новый вид услуги «Социальное такси», в целях обеспечения инвалидов, ограниченных в способности к передвижению, специальным транспортом. 

Ежегодно в МБУ КЦСОН проводится контроль качества предоставления муниципальных социальных услуг населению. Это важно для предупреждения возможных отклонений от заданных требований, обеспечения репутации социального учреждения как надежного и порядочного исполнителя услуг. 

При осуществлении мониторинга качества социального обслуживания используют метод социологического анализа с использованием списка вопросов для проверки удовлетворенности клиента качеством предоставляемых услуг (анкетные опросы, собеседование при посещении на дому, опрос по телефону). Кроме того, во всех отделениях Центра есть Книги отзывов и предложений клиентов социальной службы. Анализ их содержания проводится регулярно. 

Внедрение новых эффективных методов социальной работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами позволит сделать социальное обслуживание более доступным для каждого нуждающегося. Если мы хотим заложить фундамент нашего благополучного будущего, необходимо в первую очередь создать условия для полноценной жизни людей старшего поколения, для того, чтобы они в любом возрасте ощущали свою социальную значимость и защищенность. Забота о тех, кто перешагнул пенсионный рубеж, это, несомненно, и есть та основная задача, выполнять которую нам предписано профессией социального работника. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий