КАРАВАЙ, КАРАВАЙ, КОГО ХОЧЕШЬ… или Глава главе – рознь

В нашем районе всенародным голосованием мы выбираем депутатов в представительный орган, который называется Советом депутатов. Затем, после официального опубликования общих результатов выборов территориальный избирком собирает районный Совет, где на первом заседании, депутаты выбирают себе председателя, а муниципальному образованию территории - главу, поскольку эти две должности отныне совмещены.

В общем, на бумаге все выглядит просто, но забавно, если подойти к этому с точки зрения расчетов. Например, численность Совета определена в 20 человек. Две трети - это получается 13, которые в полном составе должны присутствовать на первом заседании. Далее в законодательном акте есть оговорка, что «избранным на должность главы считается кандидат, за которого проголосовало большинство от установленного числа депутатов представительного органа». То есть особого выбора у этих 13 депутатов вроде как и нет. Но даже если и есть, то рано или поздно, дабы не допустить «кризиса власти», им придется проголосовать единогласно. Иначе первое заседание затянется надолго. Все-таки интересная это штука - нынешняя демократия...

При этом глава обязательно должен избираться тайным голосованием с использованием бюллетеней. Но если выборы проходят прямым голосованием в соответствии с Уставом и при этом к должности приходит вдруг не «тот кандидат», то в этом случае можно и опротестовать такие выборы, посчитать их ничтожными. Да и, в связи с этим, можно признать существующие нормативные акты территории, не соответствующими действующему законодательству РФ. 

С выборами главы муниципального образования нашей территории практически все понятно. Да и к тому же действующий депутатский корпус внес в Устав Уярского района соответствующие поправки, которые привели наш район к «двуглавой» системе начальства. Но и этот действующий состав депутатов (надо же только подумать!) уже опробовал данную систему на практике. 

На этом заострять особое внимание не следует. Ведь функции главы муниципального образования, или как на нашей территории трактуется - «главы района», являются чисто декоративными. Ему, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отведена роль «свадебного генерала». А именно: этот руководитель распорядительные акты не издает, распорядителем кредитов, соответственно, не является. Что касается назначений и перемещений в аппарате администрации района, то он только может навязывать эти действия сообразно своим «хотелкам». То есть, его обязанности, в самом широком смысле этого слова, будут только представительскими: за депутатами приглядывать, высоких гостей принимать, щеки на лице от важности надувать. Ну и, конечно, аппарат райсовета обновлять - куда же без этого... 

Фактически же руководить муниципальным образованием или районом должен будет другой глава – глава администрации. Отвечающий исключительно за все в районе, но назначаемый «на конкурсной основе». Для чего на первом заседании сессии (и тем же, надо понимать, количеством голосов) депутатам, помимо выборов главы, придется заняться еще одним увлекательным делом: они должны будут таким же порядком из числа депутатов «сформировать часть конкурсной комиссии». Либо эту процедуру народные избранники должны провести после внесенных в Устав района изменений на заседании сессии райсовета. Другая ее часть должна будет формироваться из представителей краевой и районной администраций. 

Созданная таким образом конкурсная комиссия, которая у нас в настоящее время действующая, и будет назначать главу администрации муниципального образования. Предпочтение из всех кандидатов она должна отдать профессионально подготовленным управленцам. Но очень хотелось бы узнать: каким именно образом конкурсная комиссия будет проверять у кандидатов «знание Конституции РФ, федеральных законов, Устава Красноярского края, законов региона, устава муниципального образования и иных нормативных правовых актов»? Не иначе как тестовый зачет сдавать заставят или экзамены по билетам принимать будут. А в виде собеседования не получится, потому что я не уверен, что все члены комиссии сами законодательные и нормативные акты знают. Ну, впрочем, не маленькие - разберутся.

Исходя из создавшейся ситуации с властью в нашем муниципальном образовании, предпочтение из всех кандидатов конкурсная комиссия должна отдать не только профессионально подготовленному управленцу, но и человеку объективно отстраненному от всех передряг, что творились в районной, да и в любой другой ветви власти. Это может быть кандидат из числа руководителей учреждений, пусть даже и расположенных на нашей территории, но федерального подчинения. И такой человек в списке зарегистрированных кандидатов на замещение вакантной должности главы администрации района безусловно есть – это Александр Поречный. Есть и другой, опытный управленец Анатолий Карабарин, который в лихие 90-е годы руководил районом и своими умелыми действиями смог оградить нашу территорию от криминала. Да и губернская власть его тоже жаловала. И к тому же, в то время он принимал непосредственное участие в разработке федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А также принимал участие в работе Совета по государственному строительству и местному самоуправлению РФ.

И все же, если по существу говорить, то действующая конкурсная основа по назначению на должность столь высокого и ответственного уровня как глава администрации муниципального образования – это попросту профанация. Кого захотят привести к власти, тот и тестирование, ну просто на «отлично», сдаст, и программа экономического развития территории у этого кандидата будет самая что ни на есть подходящая. В результате он к этой самой власти и придет. Ведь конкурс - это своего рода состязание, при котором у «рефери» не должно быть среди конкурсантов, как говорится, ни сынков, ни пасынков. А так как мы уже знаем, получается по принципу: каравай, каравай, кого хочешь – выбирай.

Может все-таки стоит вернуться к одноглавой системе начальства и прямым ее всенародным выборам? Это не будет противоречить действующему законодательству, но только опять необходимо будет внести соответствующие изменения в нормативный акт территории. 

Пока остается только добавить, что срок полномочий депутатского корпуса еще не истек, а время пребывания на посту нового главы-управленца, победившего в конкурсе, будет определено заключенным с ним контрактом.

Сергей БАЛАЦКИЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий