НЕГРУСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО

С виду простые старушки. Такие обычно коротают вечера на лавочках и рассказывают внукам про то, как в свое время выносили коня из горящей избы. Когда я поближе познакомился с Валентиной Григорьевной САЛМАН, Марией Ивановной ЖУРАВЛЕВОЙ и Зинаидой Павловной ИГНАТЕНКО, понял - это далеко не обычные пенсионерки… Их задору и драйву позавидует даже молодежь!

Я учусь на отделении филологии ИФиЯК Сибирского федерального университета. Недавно нашу группу озадачили: нужно пройти фольклорную практику. То есть пойти в массы и собрать частушки, прибаутки и прочие драгоценные крупицы народного творчества. Казалось, в современных реалиях эта миссия невыполнима - сегодня далеко не каждый человек осмелится постучать в незнакомую дверь. Времена, когда студентов запросто пускали за порог дома, прошли. Теперь могут лишь послать… к другому порогу. Но нам и этот «орешек» оказался по зубам!

В Уярском районе полно небольших деревень. Лучшего места, чтобы отыскать родники фольклора, не придумаешь! Поэтому практику я отправился проходить по месту жительства. Решил поехать в одно из районных поселений - село Никольское. Здесь меня встретили «радушно» – свора собак громко облаяла нежданного визитера. Стучусь в первую калитку в надежде получить добротную порцию устного народного творчества.

- Здравствуйте, я к вам практику пришел проходить, – говорю пожилой женщине.

- Тимуровец, что ли? Да дров я уже и так нарубила…

Первый блин, как и положено, вышел «комом». Старушка наотрез отказалась петь, плясать и рассказывать байки. Зато дала адрес своей давней знакомой Валентины Салман. «Она-то с радостью тебе все расскажет и споет», - сказала напоследок женщина.

Автобус в деревне ждать бессмысленно, поэтому на другой конец села я иду пешком. Валентина Григорьевна Салман и впрямь очень обрадовалась гостю, приняв меня как родного. Узнав цель моего визита, пенсионерка тут же достала свой сотовый телефон и позвонила подружкам - Марии Ивановне Журавлевой и Зинаиде Павловне Игнатенко, тоже знатокам народного творчества. Спустя десять минут все они лихо распевали частушки:

На дубу сидит ворона,

Кормит вороненка.

У какой-нибудь растяпы

Отобью миленка!

Мой папаша пил, как бочка,

И погиб он от вина.

Я одна осталась дочка,

И зовут меня На-На.

В моем лице Валентина Григорьевна разглядела потенциального собеседника. Помимо частушек бабушка стала вспоминать истории из своей молодости, показала старинные фотокарточки, а также провела краткий экскурс в современную жизнь деревни.

- Сейчас в Никольском проживает около 170 человек. Это, конечно, мало, но вымирать наша деревенька не собирается! – уверенно заявляет пенсионерка. – Нередко местные жители собираются в клубе – поют частушки да песни разные. Приходят и стар, и млад! В клубе во время встреч царит особая праздничная атмосфера. Когда вся деревня вместе – не страшат никакие невзгоды!

Негативные мысли жители Никольского отгоняют лихими частушками. Скоро начнется зима, и люди станут видеться намного чаще – ведь дома из развлечений только телевизор и радио, а в клубе можно поговорить по душам с односельчанами. Поговорить и спеть:

Посмотри в окошко –

Воробей таращится.

Шуба рвана, без кармана,

На вечерку тащится!

Как по речке - по реке

Плыла корова в пиджаке.

Рукава бумажные,

Дела мои неважные…

Загорелася солома,

Так и пыхает огонь.

Захотели девки замуж,

Так и топают ногой!

Валентине Салман 74 года, но она по-прежнему бодра, добра и старается смотреть на жизнь проще: по пустякам не расстраивается, иначе «сил да нервов не хватит!». С любимым супругом счастливо живут вот уже сорок лет. Пенсионеры держат корову и по утрам балуют себя парным молочком. У Валентины Григорьевны 13 внуков и 6 правнуков. У нее хорошая память и отменное чувство юмора – она так бойко исполняла частушки, что я хватался за живот.

- Чем веселее будут собранные мною частушки, тем успешней зачтется практика! – говорю пенсионеркам.

- Так мы ведь и матерные можем! – недолго думая, ответили они.

В сознании всплыла напутственная речь преподавателя, который перед практикой напомнил: «Матерные слова в народных произведениях также являются неотъемлемой частью фольклора, без них никуда».

- Спойте, пожалуйста, – робко прошу я. – Раз уж бабушке певца Сергея Шнурова можно курить трубку, почему бы и вам не исполнить матерные куплеты?!

Не скрою, прозвучавшие куплеты заставили покраснеть мои уши. Но из песни слова не выкинешь!

В общем, в Никольском мне удалось в общей сложности записать около 30 частушек. Считаю, что практика удалась на славу – я собрал немало материала и стал очевидцем огромной любви сельских жителей к народному творчеству. Покуда люди в глубинке будут добросовестно нести фольклорную «вахту», наше общество сохранит свою самобытность и историческую память.

Константин СТАРОСТИН 
Фото автора

Комментариев нет:

Отправить комментарий