НА ПРОЧНОЙ ОСНОВЕ

  В АВГУСТЕ ОАО «УЯРЖЕЛЕЗОБЕТОН» ИСПОЛНЯЕТСЯ 85 ЛЕТ


 Время летит неумолимо. Сменяются поколения людей, уходят в небытие одни предприятия, а на смену им приходят другие. Это наглядно видно и на примере нашего города и района. В числе немногих, выживших в суете последних десятилетий, заслуживает уважения открытое акционерное общество «Уяржелезобетон». В августе этого года оно отметит 85-летие своего славного существования. 

Без малого двадцать лет назад (в мае 1993 г.) предприятие получило нынешнее название. До этого, более 20 лет (с 1972 г.), мы знали его как Уярский завод ЖБК. А если обратиться к истокам его зарождения, то рассказ о юбиляре следует начать с 1926 года, когда в поселке Клюквенном, вблизи железной дороги, управлением Томской железной дороги началось строительство первого в Восточной Сибири завода огнеупоров. Основанием для его создания послужили открытые перед этим в окрестностях Уяра богатые залежи тугоплавких глин. Считалось, что их запасов хватит более чем на полвека. Расчеты оправдались с лихвой. Прошло уже 85 лет, а глина по-прежнему есть, и, наверняка, ее хватит на сто, а то и более лет.



На строительстве завода работало более 200 человек. Вскоре на бывшем пустыре появились заводские корпуса, обжиговая печь, тоннельная сушилка, силовая станция, водопровод. В первый год при ручной формовке было выпущено 1764180 огнеупорных кирпичей. К началу 1928 года производство кирпича выросло до двух миллионов штук. И в дальнейшем, в предвоенные годы, предприятие отличалось производительностью, внося весомый вклад в развитие промышленности района.

Особая страница в истории завода – годы Великой Отечественной войны. Так, в 1941 году его коллектив выполнил план на 101,8 процента. Завод огнеупоров в военные годы стал ведущим в районе. Его работа полностью подчинялась нуждам фронта. Сорок с лишним передовиков были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Трудовой энтузиазм огнеупорщиков в 1946 году отмечен Красным знаменем наркомата путей сообщения и ВЦСПС, переданным на вечное хранение. В грамоте, врученной вместе со знаменем, говорилось: «Самоотверженный труд советских людей в тылу войдет в историю, наряду с героической борьбой Красной армии как бессмертный подвиг в защите Родины».

Увеличением производственных мощностей завода отмечено и первое послевоенное десятилетие. Благодаря широко развернутому социалистическому соревнованию и стахановскому движению, осваивались новые изделия и виды продукции. К примеру, в 1952 году коллектив приступил к выпуску керамических труб. В одном из цехов был установлен первый в стране вакуум-пресс. Завод постепенно превращался в современное высокопроизводительное механизированное предприятие.

Еще более плодотворными стали последующие десятилетия. В конце пятидесятых годов прошлого века завод начал выпускать, согласно государственному заказу, опоры контактной сети для электрификации железнодорожной линии «Москва – Байкал». Поэтому производство огнеупоров пришлось приостановить. И в дальнейшем ежегодно осваивались различные виды железобетонных конструкций – опоры автоблокировки, звенья автодорожных и железнодорожных мостов и так далее. За это время на предприятии выросли замечательные кадры передовиков, рационализаторов, изобретателей. Назовем лишь некоторых из них – И. Власов, Е. Инкин, В. Балацкий, М. Потапов.

Наряду с производством коллектив ежегодно оказывал огромную шефскую помощь труженикам села. Были построены зерносушилки в Покровке, Ольгино, Толстихино, Марьевке. Рабочие активно участвовали в посевной и уборке урожая, выполняли иные сельскохозяйственные задания.

И сами строились. Еще в 1965 году началась коренная реконструкция предприятия - по сути дела, коллектив приступил к возведению нового завода. Появились мощная котельная, главный корпус, БСУ, РМЦ, склады для хранения инертных материалов и готовой продукции. И вполне закономерно в 1972 году завод был переименован в ЖБК, то есть - завод железобетонных конструкций. Это название просуществовало до 1993 года, когда предприятие получило новый статус после акционирования, и сегодня оно называется - ОАО «Уяржелезобетон».

Основная выпускаемая в последнее десятилетие продукция такова – опоры контактной сети и автоблокировки, фундаментные стаканы и фундаменты линий электропередачи, плиты перекрытий и другие железобетонные изделия. Они пользуется огромным спросом в стране. Вот некоторые адресаты ее поставки – Западно-Сибирская, Восточно-Сибирская и Забайкальская железные дороги. Налажены коммерческие связи с предприятиями Москвы, Иркутска, Читы, Хабаровска и другими городами. На предприятии трудится порядка 300 человек под началом генерального директора Константина Мокштадта. А общее руководство акционерным обществом многие годы успешно осуществляет заслуженный строитель Российской Федерации Александр Флориянович Мокштадт.

Будущее предприятия обнадеживает, что позволяет и в дальнейшем наращивать производственный потенциал. Развивающееся сегодня Нижнее Приангарье нуждается в продукции для энергетического строительства. Условия рыночных отношений диктуют необходимость повышения качества продукции и расширения ее наименований. «Уяржелезобетон» имеет большой опыт выполнения госзаказов, участвует в возведении федеральных объектов. Не остаются без внимания и социально значимые проекты, культурная и спортивная жизнь коллектива. Оказывается духовная и материальная поддержка ветеранам труда и войны, проведению культурно-массовых мероприятий.

Словом, можно однозначно сказать, что сегодня «Уяржелезобетон» является градообразующим предприятием и твердо стоит на ногах. Оно по праву считается визитной карточкой нашего города и района. В канун его юбилея газета «Вперед» наметила при активной поддержке руководителей и специалистов акционерного общества опубликовать на своих страницах подборку материалов, посвященных знаменательной дате, рассказать о людях, которые своим трудом прославляли предприятие в предыдущие десятилетия, а также о тех, кто работает сегодня, продолжая добрые традиции коллектива. С наступающим праздником, юбиляр!

Владимир ЮРИН

Комментариев нет:

Отправить комментарий