ВЛИЯЕТ ЛИ «ПЛАТОН» НА ЦЕНУ БАТОНА?


Завершается монтаж рамки стационарного контроля
платёжной системы «Платон» на автодороге
Р-255 «Сибирь» в окрестностях села Вознесенки.
Два года назад, 15 ноября 2015 года, в России была введена государственная система «Платон». Вокруг неё сейчас ведётся множество споров. Мы попросили государственного инспектора Заозёрновского отдела Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта Дмитрия АБРАМКИНА разъяснить, что это за система и почему она необходима.

– Дмитрий Дмитриевич, для чего введена государственная система «Платон»?

– Если говорить вкратце, «Платон» (название расшифровывается как «плата за тонну») – это система по взиманию денег за проезд по федеральным трассам с владельцев большегрузных автомобилей, имеющих массу свыше 12 тонн. Цель здесь преследуется одна – компенсировать ущерб, который большегрузные автомобили наносят дорогам.

– О каком ущербе идёт речь?

– Почти 60 % ущерба федеральным трассам наносит именно тяжеловесный транспорт массой свыше 12 тонн. Научным путём доказано, что проезд одного такого автомобиля по дороге сопоставим с передвижением нескольких тысяч легковушек.

Сегодня наше государство ежегодно тратит на дороги примерно 1 трлн рублей. Однако ущерб, который наносят тяжеловесные грузовики всем дорогам, превышает 2 трлн рублей. И как установить баланс между этими показателями? Вновь увеличивать транспортный налог или акцизы на топливо? Но в этом случае возникает явная социальная несправедливость. Ведь сегодня большая доля уплаченного транспортного налога и топливных акцизов приходится на владельцев легковых автомобилей, которых чуть более 40 миллионов, а не на компании перевозчиков, чьи грузовики (а их, по подсчётам, около 2 млн) в основном и разрушают дороги. В системе взимания платы заложен чёткий принцип: пользователь платит. Что и позволяет уйти от таких социально несправедливых схем, как, например, увеличение транспортного налога, когда отсутствует дифференцированный подход к пользователям автодорог. Так что никаких дискуссий в этом вопросе не должно быть – платить как раз должны те, кто больше всего разрушает дороги (при этом зарабатывая на перевозках), а не те, кто, возможно, редко пользуется дорогами и чьи транспортные средства не наносят им существенного вреда. Это, согласитесь, справедливо.

– Насколько соразмерен разумному значению размер тарифа «Платона»?

– Изначально у «Платона» тарифы должны были быть выше. Постановлением правительства РФ от 14.06.2013 № 504 была установлена цифра – 3,73 рубля на 1 км пути. Такая величина тарифа с полным экономическим обоснованием была рассчитана в ходе научно-исследовательской работы, проведённой министерством транспорта. Но позже было принято решение о применении понижающего коэффициента 0,41 к утверждённой для «Платона» цене за километр. В результате получилась сумма после округления – 1,53 руб. за км. Такой льготный тариф был установлен в тестовый период по настоятельной просьбе самих перевозчиков, которые говорили о необходимости адаптироваться к новой системе. Но получилось как всегда – льготный период затянулся значительно дольше, чем планировалось. Кстати, предполагалось поднять стоимость «Платона» ещё с 1 марта 2016 года до 3,06 руб./км – в два раза по сравнению с действующим тарифом. Однако впоследствии от этой идеи отказались вплоть до апреля 2017 года (постановление правительства РФ от 31.01.2017 № 120). Правда, в марте нынешнего года правительство посчитало, что 3,06 руб. за км это достаточно много, и применило коэффициент 0,51 к тарифу 3,73 руб. за км, снизив тариф до 1,90 руб. за км. То есть, всё же получается, что тариф «Платона» повышается, но с сохранением щадящего коэффициента. Однако надо учесть самое главное – при таком тарифе система практически не выполняет тех задач, для которых она создавалась. Это же не только сбор денег с последующим их перечислением на реализацию крупных проектов государственно-частного партнёрства в регионах, строительство мостов, уникальных сооружений. И для того, чтобы выполнить все эти задачи, необходимо через систему «Платон» собирать гораздо более существенные средства. Очередное повышение тарифа ожидается с 1 июля 2018 года. Ведь срок действия применяемого понижающего коэффициента не установлен. Соответственно, повысить его правительство может в любой момент. По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, сегодня в мире собирают деньги не только с большегрузных автомобилей массой 12 тонн, но даже с автомобилей массой 3,5 тонны. Причём, в других странах тарифы значительно выше, чем в России. Например, в Белоруссии тариф в среднем составляет 7-11 руб., в Германии – 39 руб., в Норвегии – 73 руб. А мы сомневаемся, стоит ли вводить тариф 3,06 руб. Конечно, стоит, в том числе и на региональных дорогах.

– Куда идут деньги, собранные системой?

– Они идут напрямую в дорожный фонд, откуда направляются в качестве трансфертов на региональные дорожные проекты, в том числе реализуемые на принципах государственно-частного партнёрства. При плате 3,06 руб. за км пройденного пути поступления могут составить свыше 40 млрд рублей в год. Это позволит к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние. Такой подход создаст комфортные условия для региональных дорожных фондов, так как собственные ресурсы будут направляться не на софинансирование федеральных программ, а на реализацию других не менее важных проектов дорожной инфраструктуры на местах. По словам министра транспорта РФ Максима Соколова, система «Платон» позволит не только улучшить состояние имеющихся автомобильных дорог по всей стране, но и ускорить строительство новых. Всё это положительно скажется, в том числе, на удобстве самих транспортных компаний, значительно ускорит доставку грузов до получателя, а также позволит уравнять конкурентные принципы работы для всех видов транспорта и обеспечить бесперебойное транспортное обслуживание всех отраслей народного хозяйства.

– Какой правовой базой руководствовалось правительство при создании системы «Платон»? 

– Для начала скажу, что введение системы взимания платы за проезд по федеральным трассам с владельцев большегрузных автомобилей – одна из задач транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года. Проект предусматривает автоматизированный сбор, обработку, хранение и передачу данных о движении большегрузных транспортных средств в режиме «реального времени». Срок реализации проекта – также 13 лет. Действие системы пока рассчитано на федеральные трассы Росавтодора – все 48 000 км автодорожной сети. 

Что касается правовой основы создания системы «Платон», то она регламентируется статьёй 31.1 федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также постановлением правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504 «О взимании платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн».

Сама система взимания платы за проезд с 12-тонников (хотя корректнее говорить не «платить», а «возмещать причиняемый федеральным автодорогам ущерб») введена на территории России с 15 ноября 2015 года на основании федерального закона от 06.04.2011 № 68. Проект реализуется совместно с федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» по схеме контракта жизненного цикла, предусматривающего обязательства концессионера по созданию системы взимания платы за счёт собственного и заёмного финансирования с последующим её содержанием и эксплуатацией.

– Как работает система контроля, и какие штрафы грозят нарушителям закона?

– Система контроля работает полностью в автоматическом режиме. Водителей на дороге никто не может проверить. Распечатывать маршрутные карты и предъявлять их на дороге не надо. Система контроля определяет наличие за конкретным автомобилем оформленной маршрутной карты или установленного бортового устройства. Решение о привлечении нарушителя к ответственности принимает Федеральная служба по надзору в сфере транспорта на основе данных средств фото- и видеофиксации. В настоящее время всё активнее оснащается система контроля в нашем регионе – начали поступать автомобили мобильного контроля, а также быстрыми темпами ведётся монтаж рамок стационарного контроля. 

Статья 12.21.3 Кодекса об административных правонарушениях сегодня предусматривает штраф за неоплату проезда тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств в размере пяти тысяч рублей. Недавно российское правительство на своём заседании одобрило законопроект, предусматривающий повышение суммы штрафа за неоплату проезда в системе «Платон» с 5 тысяч до 20 тысяч рублей. Теперь этот документ будет отправлен на рассмотрение Государственной думой. После чего, уже в 2018 году, в соответствующую статью КоАП РФ будут внесены изменения.

– Многие люди в нашей стране считают, что взимание платы с 12-тонников обязательно отразится на стоимости продуктов повседневного спроса. 

– Не согласен с таким утверждением. Как правило, инфраструктура производства повседневных товаров находится не очень далеко от точек продаж, так что необходимости в преодолении больших расстояний нет. Условно говоря, хлеб 12-тонниками не возят. Чаще для этого используются, например, 1,5-тонные «Газели».

Кроме того, нельзя утверждать, что все перевозчики увеличат тарифы на 1,90 руб. сейчас или на 3, 06 руб. с июля 2018 года. Автоперевозки – это высококонкурентный рынок, где, по словам самих перевозчиков, очень много «чёрных» игроков, которые демпингуют, или попросту говоря – всячески вытесняют конкурентов, не хотят платить налоги и мешают нормальному развитию бизнеса. Поэтому, считаю, от введения дорожных сборов в полном объёме плата за перевозку грузов будет не повышаться, а наоборот в условиях огромной конкуренции – снижаться.

Ещё один наглядный пример. Как я уже говорил, сейчас в основном все поставщики возят продуктовые товары в торговые точки на малотоннажных автомобилях. И, соответственно, владелец павильона или магазина не несёт дополнительных расходов на доставку товара. Но почему-то в розничную цену закладываются максимально допустимые торговые надбавки, в которых учтены так называемые транспортные расходы, которых не было. Так что стоимость продуктов повседневного спроса увеличивается не из-за введённой системы взимания платы за возмещение ущерба федеральным автодорогам, а по вине недобросовестных предпринимателей. 

Сергей БАЛАЦКИЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий