ПРИЗВАНИЕ – БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь. И любить тех, кому преподаёшь.

Профессия учителя во все времена была наиболее почётной, но в то же время наиболее трудной. Умение передать свой опыт молодым, только ещё вступающим в самостоятельную жизнь людям – для этого нужно иметь талант. 

В жизни любого человека есть люди, которые оказывают заметное, подчас решающее, влияние на формирование его характера и мировоззрения. Каждый, кто сегодня трудится в школе, работает на будущее и в ответе за это будущее. Счастлив тот, кому на жизненном пути встретился учитель, умеющий передать не только знания, но и любовь к различным наукам. 

Сегодня мне хочется рассказать именно о таком учителе – Нине Тимофеевне Грачёвой, которая работает в уярской школе № 40. 

У Нины Тимофеевны есть всё, что должно быть присуще настоящему педагогу: талант, душевная теплота, ум, чуткость, терпение. В школе она работает уже 47 лет, преподаёт физику.

Нина Тимофеевна Грачёва родилась в многодетной рабочей семье. Её мама трудилась техничкой, папа – слесарем по сельскохозяйственным машинам. При этом он был очень уважаемым человеком.

– Стать учителем я мечтала с детства, – рассказывает Нина Тимофеевна. – В 1966 году я окончила уярскую школу № 1, и на семейном совете мы решали, в каком городе мне поступать в институт. К тому времени моя старшая сестра уже тоже была студенткой. Из-за финансовых трудностей в семье было решено, что я буду поступать в Пермский педагогический институт. В Перми жили папины и мамины родные братья, которые обещали моим родителям, что будут мне помогать материально. И они действительно мне помогали. В 1970 году я окончила институт и на последнем звонке получила телеграмму о смерти папы. У мамы на руках осталось трое мальчишек школьного возраста, которых тоже надо было поднимать и воспитывать. Мне по семейным обстоятельствам дали свободный диплом, иначе по распределению пришлось бы ехать в другой город. Так я вернулась в родной Уяр.

Наставником ещё не опытной учительницы стала Зоя Сергеевна Истомина – директор железнодорожной школы № 40. Именно она пригласила Нину Тимофеевну работать в своё учебное заведение.

В то время педагогический состав школы № 40 состоял в основном из молодых учителей. Зоя Сергеевна говорила: «Я научу вас, как нужно вести занятия». Она лично посещала уроки, анализировала все детали. Молодые педагоги с уважением относились и к другим своим наставникам: Л.И. Лысенок, Г.Л. Лысенок, А.И. Ефимовой, Т.Т. Степановой, Т.М. Федосеевой, В.И. Шестаковой, О.И. Кощеевой, К.П. Леонову. Именно они давали советы, как нужно качественно обучать детей, как лучше строить уроки и добиваться, чтобы у учеников были глубокие и прочные знания.

С тех пор прошли десятилетия. Нина Тимофеевна достигла больших высот в своей профессии, она имеет высшую квалификационную категорию педагога. Свою главную цель в педагогической деятельности Нина Тимофеевна видит в том, чтобы через содержание своего предмета – физики развить в каждом школьнике творческую, критически мыслящую личность, способную адаптироваться к быстро меняющимся условиям реальной жизни.

Вот только несколько отзывов коллег о Нине Тимофеевне Грачёвой: «Любовь к предмету, требовательность, стремление познать ещё больше – вот главное, что характеризует её», «Для Нины Тимофеевны нет мелочей в работе и в отношениях с коллегами», «Профессионал своего дела, строгая, требовательная, вдумчивая, основательная. Во всём любит порядок и дисциплину», «Неравнодушный человек с активной жизненной позицией», «Отзывчивая женщина, грамотный педагог, очень любит свой предмет и эту любовь прививает своим ученикам. Всегда старается на уроке дать как можно больше знаний. Гордится своими выпускниками, которые сдают «трудную» физику на 4 и 5».

Причём, люди отмечают не только педагогический талант Грачёвой, но и другие её дарования. Вот один из таких отзывов: «Двери дома Нины Тимофеевны всегда открыты, она очень гостеприимная хозяйка. Если говорить о её доме и саде, то нужно обязательно прийти к ней летом – и вы попадёте в мир цветов. Несмотря на занятость, она находит время на своё любимое хобби. Цветов у Нины Тимофеевны великое множество! Поэтому дом у неё – лучший в округе».

А вот как характеризует Грачёву директор школы № 40 Людмила Ивановна Вернер:

– Нина Тимофеевна уделяет особое внимание исследовательскому подходу в изучении нового материала. Это позволяет индивидуально привлекать некоторых учащихся к научно-исследовательской работе. Результатом этой деятельности являются ежегодные первые места в районной научно-практической конференции.

Действительно, ученики Грачёвой ежегодно становятся участниками всероссийских предметных олимпиад и занимают на них призовые места. Победители принимают участие в краевых и всероссийских олимпиадах. 

Нина Тимофеевна много лет вела на базе школы № 40 довузовскую подготовку с железнодорожным и политехническим институтами для учащихся Уярского, Партизанского и Манского районов. Это, по её словам, позволило и ей самой заниматься саморазвитием. 

Ежегодно многие ученики школы № 40 выбирают сдачу ЕГЭ по физике и получают средний балл по результатам выше краевого уровня. Всё это свидетельствует об эффективности преподавания уроков физики в школе № 40. Ученики имеют по этому предмету прочные знания. Подтверждением тому – поступление учеников Нины Тимофеевны на бюджетные места и дальнейшее успешное обучение в вузах.

Исследовательские работы Грачёвой помогли ей в чём-то переосмыслить накопленный опыт, продумать новые современные подходы к изучению физики. Её оригинальные авторские программы, тематическое планирование и методические разработки применяют студенты. Некоторые выпускники Нины Тимофеевны продолжают заниматься научной деятельностью и в вузах. Например, Даша Тумар, будучи студенткой 1-го курса железнодорожного университета, заняла первое место среди студентов Красноярска.

У Нины Тимофеевны множество грамот, благодарностей и других поощрений, что свидетельствует об её успехах, достижениях и добросовестном отношении к труду. В 2001 году её наградили грамотой от министерства образования России. Но особенно ей приятно было получить благодарственное письмо от руководства одного из университетов за успешное обучение на физическом факультете её ученицы – Людмилы Улитиной (Шавриной). Между прочим, Людмила Викторовна, также, как когда-то её любимый педагог, после обучения в вузе вернулась в Уяр и сейчас работает учителем физики в школе № 2. Кроме того, дело своего учителя продолжили А.В. Муценик, Т. Антипова, Т. Сизовская.

– У выпускников Нины Тимофеевны, у которых она была классным руководителем, осталось много добрых воспоминаний от общения с ней, – рассказали в беседе со мной коллеги Грачёвой – Надежда Петровна Филимонова и Нина Филипповна Матвеева. – Она, не жалея своего времени и сил, постоянно организовывала походы, поездки, утренники, сборы у костра, классные часы. Нина Тимофеевна, как вторая мама, отдаёт детям всю свою любовь и душу. Как-то ей удаётся сплотить ребят, таких разных, заинтересовать их делами. Она может убедить и повести за собой детей и их родителей. Главное – она сама активная участница всех мероприятий, живёт и созидает вместе с ребятами. Нина Тимофеевна помнит о каждом своём выпускнике, может рассказать, как сложилась их судьба после школы. Переживает, если что-то у них не ладится. А если нужна её помощь – она всегда готова подставить им своё плечо, хотя прошло уже много лет после окончания школы. 

Только добрые слова я услышала о Грачёвой и от её подруги и коллеги – учителя уярской школы № 4 Тамары Александровны Шапкиной. 

– Это человек с большой буквы, замечательная подруга, мать, жена, – сказала Тамара Александровна. – Мы дружим уже много лет, и я знаю, что Нина Тимофеевна всегда придёт на помощь в трудную минуту, поддержит и словом и делом. Она очень строгий и требовательный учитель. Многие ученики Нины Тимофеевны даже считают, что она чрезмерно строго спрашивает с них на уроках. Но когда они становятся студентами, то понимают, как были неправы. Ведь те знания, которые они получили на её уроках, всегда оцениваются преподавателями вузов как отличные.

Каждому учителю хочется, чтобы его ученики в будущем добивались больших успехов. И радостно, когда именно так и происходит. При этом, несомненно, очень приятно получать благодарность от своих учеников.

– Сейчас я работаю над диссертацией по филологии в аспирантуре Сибирского федерального университета и про физику последний раз слышал семь лет назад в школе. Но некоторые физические законы помню до сих пор, – говорит выпускник школы № 40, а ныне директор центра студенческой культуры СФУ Константин Старостин. – А всё потому, что этот предмет у нас вела Нина Тимофеевна Грачёва, которая к тому же была моим классным руководителем. У Нины Тимофеевны свой неповторимый стиль преподавания – жёсткий, но очень эффективный. Она заранее готовит своих учеников к взрослой жизни, в которой самому нужно прилагать максимум усилий, чтобы чего-то добиться. Вот только несколько правил, выполнение которых Нина Тимофеевна требует от своих учеников: делать задания вовремя, не списывать на контрольной, вникать в самую суть учебного материала. Но после звонка педагогическая дидактика Нины Тимофеевны заканчивалась, и она становилась максимально понимающей классной руководительницей: и стихи на выпускной помогала нам переделывать, и нашей личной жизнью интересовалась, и предлагала к обсуждению разносторонние темы. Я благодарен своему учителю за личный пример бойцовского характера, образец стойкости и целеустремлённости, а также за верные жизненные ориентиры. 

– Физика – это трудная философская наука, – говорит Дмитрий Гагаркин, ещё один выпускник Грачёвой. – Нина Тимофеевна всегда была с нами строгой и требовательной. Своим творческим подходом к делу она сумела не только вложить в нас знания по физике, но и сформировала из нас личностей, способствовала развитию нашего интеллекта и талантов. Хочется поблагодарить её за то, что она так любит свою работу, уважает учеников и щедро передаёт им свои большие знания. 

Нине Тимофеевне хочется донести до молодого поколения очень важную мысль: учёба – это тяжёлый труд, который требует упорства и настойчивости. И что хорошее образование – основа любого дела, а глубокие и прочные знания помогут выпускникам школы выбрать правильный путь и станут крепким фундаментом во взрослой жизни.

А я после беседы с Ниной Тимофеевной Грачёвой сделала вывод: чтобы быть учителем, нужно иметь призвание. И повезло тем людям, которые в школьные и студенческие годы встретили Учителя с большой буквы. Того, кто сумел организовать учебный процесс так, чтобы передать не только знания по предмету, но и стать авторитетом в жизненно важных вопросах. Кто мудростью и душевной щедростью помог познать собственный внутренний мир, сделал его богаче, научил строить своё будущее. 

Светлана ГАГАРИНА

Комментариев нет:

Отправить комментарий