БУДУТ ЛИ БЕЗОПАСНЫМИ НАШИ УЛИЦЫ?

В УЯРЕ НАЧАЛСЯ РЕМОНТ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. НО АКТУАЛЕН ВОПРОС НЕ ТОЛЬКО ИХ КАЧЕСТВА, НО И ДАЛЬНЕЙШЕГО СОДЕРЖАНИЯ 

Недавно усилена административная ответственность за невыполнение требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог. 18 марта 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2017 № 26-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Этим законом внесены изменения в КоАП РФ, повышающие ответственность должностных и юридических лиц за невыполнение предписаний и представлений Госавтоинспекции. А также уточняется порядок принятия решений по делам о нарушениях требований в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог. 

Но, похоже, на территории Уяра этот федеральный закон не работает. Ведь у нас практически на всех дорогах общего пользования можно выявить большие разрушения дорожного полотна (в простонародье – ямы), что в соответствии с ГОСТом Р 50597-93 является нарушением требований к эксплуатационному состоянию автомобильной дороги. Поэтому жители Уяра считают, что если администрация города никаких мер по качественному содержанию и ремонту автодорог в нашем районном центре не принимает, то, соответственно, и не несёт никакой административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании городских дорог общего пользования.

Автомобилисты в последнее время сетуют, что им в солидную сумму обходятся содержание и эксплуатация транспортного средства: дорогое обслуживание, высокая стоимость бензина и страхового полиса. Но есть ещё один очень важный аргумент не в пользу личного, да и любого другого транспорта – плохие дороги. Из-за них происходит немало дорожных аварий. Колейность, ямы, отсутствие предупреждающих дорожных знаков – всё это хорошо известно уярским автомобилистам. И это тот фактор, который преждевременно выводит технику из строя, что требует дополнительных средств на восстановление автомобиля и значительно увеличивает затраты на его содержание. 

– Если бы в России проводили соревнования среди дорог, на счету которых больше всего повреждённых машин, то наши дороги оказались бы в числе призёров, – говорит уярский водитель Олег Шаврин. – У нас есть ямы таких размеров, что в них запросто может поместиться легковушка. Их длина может достигать 200 см, а по ширине – от края до края дороги. Поэтому с наступлением темноты за руль садится не каждый, ведь можно запросто улететь с дороги.

Конечно, уярские автомобилисты уже привыкли лавировать среди ям. Даже в тёмное время суток ориентируются, примерно зная, где какая ямка на дороге встретится. Но всё равно опытом и мастерством здесь дело не исправишь, приходится постоянно испытывать неудобства от колдобин, ехать в большом напряжении и с повышенным вниманием. Но как бы люди аккуратно ни ездили, их автомобили всё равно подвергаются не нужным испытаниям на прочность. При этом бьётся ходовая часть машины, большие нагрузки ложатся на кузов. 

Всем уярцам, даже не автомобилистам, хорошо известен маршрут до микрорайона «Нефтепровод», который пролегает по аварийным дорогам общего пользования – улицам Интернациональная и Тимирязева. Маршрут от проезда под железнодорожным полотном («под трубой») до микрорайона «Нефтепровод» – чуть больше шести километров – водители преодолевают со скоростью пешехода. Быстрее ехать просто опасно – дорожное полотно словно тёрка.

– Отправляясь на работу по этому маршруту, я затрачиваю на дорогу от 30 до 40 минут вместо 10-ти, за которые доезжал раньше, – рассказывает уярский житель Владимир Вагнер. – Но, несмотря на то, что еду, практически крадучись по этим ямам, мой автомобиль всё равно подвергается неимоверным нагрузкам, и мне его просто жаль. Неужели городская власть и в дальнейшем не будет заниматься вопросами безопасности дорожного движения?

И такая картина по всему Уяру. Сколько потратили уярцы на ремонт своих машин из-за плохого состояния местных дорог, конечно, никто не считал. Зато точно установлено, что запоздалая реакция на колдобину нередко становится причиной аварии. 

Типично дорожная ловушка – большие ямы в бетонных плитах с торчащей арматурой на улице Тимирязева или на перекрёстке улиц Советская – Урицкого. На дне этих ям даже какие-то длинные саморезы лежат. При попадании в такую ловушку на скорости у автомобиля в лучшем случае пробьёт колесо, а в худшем – машина улетит в бордюр, кювет или столкнётся с другим автомобилем.

Вот пример такой аварии, которая произошла 21 августа на улице Ленина. Правое колесо автомобиля «Лада Гранта» попало в яму – в результате машину вынесло на встречку и через мгновение произошло столкновение. Удар пришёлся на задний бампер движущегося впереди автомобиля ВАЗ-2110, который совершал манёвр – сворачивал влево с дороги. 

В подобных ситуациях возникает резонный вопрос: почему нигде нет предупреждающих знаков? Ведь колдобины на уярских дорогах появились не сегодня и не вчера. Обеспечение безопасности дорожного движения – прямая обязанность и сотрудников ГИБДД.

– За 2016 год и прошедший период нынешнего сотрудники ГИБДД направили в адрес администрации города Уяра более 20 предписаний об устранении нарушений требований законодательства при эксплуатации, содержании и ремонте автомобильных дорог и дорожных сооружений, – говорит старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Уярский» Вячеслав Мясников. – Только в прошлом году администрация Уяра была привлечена к административной ответственности за эти нарушения на общую сумму более 350 тысяч рублей. 

Действительно, цифра внушительная, вот только на практике дороги как были, так и остаются, что называется, хуже некуда. 

В настоящее время в Уяре проводится ремонт дорог на улице Интернациональной (работы здесь выполняют ГП «КрайДЭО» и ООО «Стройинком») и на улице Суворова – на участке от ул. Калинина до ул. Советской (подрядчик – ООО «Водолей»). Нам остаётся лишь надеяться, что намеченные работы по ремонту улиц Суворова и Интернациональная, а также ямочные ремонты на улицах Ленина и Гоголя будут выполнены. Только вот с каким качеством? 

Всем уярцам ещё памятны дорожные ремонтные работы, проводившиеся в 2015 году в переулке Школьный – от вокзала до ул. Ленина, а также на улице Ленина – на участке от ул. Площадь Революции до ул. Кравченко. Прошло всего два года, и сегодня мы видим на месте недавнего ремонта разрушившееся асфальтное покрытие. Кто в этом виноват?

Самим дорожникам нет нужды следить за ямами. По действующим нормам контракты с ними заключаются отдельно – на строительство или ремонт. А гарантия на эти работы минимальная. Поэтому, если асфальт превратился в решето буквально через полгода, переделывать халтуру будут уже за счёт местного бюджета, а не за счёт горе-строителей. Хотя во всём мире подход другой. Там контракты жизненного цикла таковы: какая организация строит или ремонтирует, та же и эксплуатирует. Принцип очень простой: плохо построил – потребуется больше затрат в процессе эксплуатации.

Такую систему уже давно пытаются внедрить и у нас. Однако по какой-то причине эта инициатива так и остаётся лишь на бумаге. 

Что нужно сделать сегодня, чтобы качество ремонтных дорожных работ соответствовало всем необходимым требованиям? Надо, чтобы со стороны заказчика был постоянный контроль компетентного специалиста за всем циклом производства работ, выполняемых подрядчиком. И тогда асфальтовое покрытие будет выдерживать все нормативные сроки эксплуатации. А такого специалиста заказчик в лице администрации города не имеет. Специалисты, профессионалы своего дела, конечно, есть, но только места рабочего для них нет. К примеру, Александр Спиридонов, профессиональный дорожник, специалист высокого класса, предлагал свои услуги по контролю за работой подрядных дорожных организаций, но для него не нашлось подходящей должности. В итоге мы имеем то, что имеем. Отремонтированные дороги через два года эксплуатации вновь переходят в разряд аварийных, требующих срочного ремонта. Так мы и будем одну улицу Ленина ремонтировать. А ведь в Уяре более 30 км дорог с асфальтным покрытием.

Конечно, качество ремонта автомобильных дорог во многом зависит от порядочности и добросовестности подрядчика. Например, в 2006 году были отремонтированы в асфальтовом исполнении улица Советская (на участке улиц Луначарского и Суворова) и улица У. Громовой (на участке от школы № 4 до территории бывшего «Агропромснаба»). Эти участки эксплуатируются уже 12 лет, и до сегодняшнего дня их состояние практически идеальное. 

Но многое зависит и от содержания улично-дорожной сети собственником. К примеру, дорожное полотно на ул. Площадь Революции до недавнего времени было самым безопасным в плане дорожного движения. Но ненадлежащее содержание, в частности отсутствие кюветов, привело практически к разрушению дороги. Когда с 1 июля начались дожди, по этой улице текли реки воды, превращая асфальт в камень и песок.

Надо отметить, большинство уярских автомобилистов всё-таки люди законопослушные. Они стараются жить в правовом пространстве, не нарушая установленных норм и правил. При этом они видят, как, например, в Красноярске некоторые водители на крутых иномарках, считающие себя «сильными мира сего», пересекают сплошную линию, выезжают на встречную полосу. Остаётся только возмущаться их наглостью и наплевательским отношением к требованиям безопасности, в том числе окружающих людей. Но в Уяре городская власть сама толкает автомобилистов за рамки правового поля, так как из-за аварийного состояния автомобильных дорог водителям приходится постоянно ездить по встречной полосе. 

И всё-таки в нашем городе большинство дорог в гравийном исполнении (65 %), но они тоже нуждаются в надлежащем содержании. В качестве доказательства приведу текст открытого письма в адрес главы города Уяра, которое направили в нашу редакцию жители улицы Вейнбаума. «Мы просим вас организовать нарезку кюветов по обеим сторонам дороги по улице Вейнбаума и проложить водопропускную трубу на перекрёстке ул. Крупской и ул. Вейнбаума от дома № 47. Потому что весной, когда тает снег, и осенью, когда идут затяжные дожди, вода с двух этих улиц выливается на дорогу. Постоянно мокрая дорога разбивается транспортом в ямы. На одной стороне дороги, у дома № 47, стоит водозаборная колонка, возле которой постоянные лужа и грязь, что затрудняет людям подход к ней. О начале проведения работы по нарезке кюветов просим сообщить через местную газету «Вперёд». 

Эта проблема поднималась жителями улицы Вейнбаума ещё в 2014 году в письме на имя тогдашнего главы города Сергея Чащина. Но и сегодня она всё так же актуальна. И жители, не меняя текста, направили это письмо уже в 2017 году в редакцию газеты «Вперёд». За комментариями мы обратились к нынешнему главе города Уяра Юрию Николаеву. И вот что он нам ответил. 

– Мы пытались решить проблему улицы Вейнбаума, – сказал Юрий Анатольевич. – Но для того чтобы нарезать здесь кюветы, нужно одно – согласованное решение жителей этой улицы. Но тут через каждые 10–15 метров по обеим сторонам лежат мостки или водопропускные трубы от домов к дороге. Чтобы прошёл грейдер и нарезал кюветы, надо чтобы к определённому дню жители улицы убрали свои мостки и трубы. Мы эту тему уже обсуждали. В итоге согласились так сделать две или три семьи. А это означает, что бригаде по благоустройству города пришлось бы копать кюветы по обеим сторонам дороги вручную – от одного мостка к другому, от одной трубы к другой. И это бы заняло очень много времени. А грейдер справился бы с этим за полдня. Мы не отказываемся от помощи жителям улицы Вейнбаума. Но надо, чтобы и они сделали шаг нам навстречу. Грейдер мы выделим. Только нужно определить день, когда все жители улицы Вейнбаума уберут от дороги мостки и водопропускные трубы. Можно создать инициативную группу, представитель которой должен прийти в администрацию города, и мы с ним предметно обсудим эту тему и условимся со сроками. Когда есть встречное движение от людей, работа идёт быстрее и без накладок. Как, например, это произошло в прошлом году на улице 30 лет ВЛКСМ – на участке от ул. Суворова до ул. Ленина. Это был пример настоящего самоуправления жителей. А власти поддержат добрые начинания людей. Тогда и порядка в нашем обществе будет больше.
Может быть, это и так. И инициативная группа будет городской власти в помощь. Но только, уважаемый Юрий Анатольевич, и администрация должна с населением вести активную работу. Я помню, как в 60-е, 70-е годы строго по графику, раз в месяц, ходили по улицам Уяра прицепные к гусеничному трактору грейдеры. И жители этот график знали, а дорожники его строго соблюдали. Например, по улице Карла Маркса, где я родился и жил в то время, грейдер проходил в третий четверг каждого месяца, начиная с мая по октябрь. Правда, время установлено не было. Наша задача в этот день была дождаться грейдер, убрать мостик, затем после его прохождения зачистить излишние земляные валы и установить мостик на прежнее место. Так, может быть, действительно, Юрий Анатольевич, пора Вам взяться да и распланировать работу техники по нарезке кюветов и грейдеровке улиц нашего города? А график этих работ публиковать в газете «Вперёд». И тогда состояние улиц нашего города, я уверен, будет соответствовать всем условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Но начать обязательно нужно с улицы Вейнбаума, ведь согласитесь – заждались от Вас помощи её жители.

Сергей БАЛАЦКИЙ




Комментариев нет:

Отправить комментарий