ПРИРОДА – НАШ ДОМ

В течение августа в библиотеках района проходит подготовка к районным литературным экологическим чтениям «С любовью к природе!» Каждый может принять в них участие, прочитать отрывок из понравившегося произведения на публику вслух. У родителей появится возможность снять короткий видеоролик семейного прочтения и разместить на сайте библиотек района. Единый день чтений – 22 августа в 12:00. Своим участием в них мы станем ближе к природе, терпимее, добрее, милосерднее к её обитателям. А значит – и друг к другу!

Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Я, как библиотекарь и педагог, хотела бы напомнить родителям о значимости экологического воспитания в семье. Работники Новопятницкой сельской библиотеки стремятся формировать экологическое сознание своих читателей с помощью книг, в основе которых заложено понятие о том, что человек является частью природы. И потому зависит от неё не только биологически, но и духовно, учась у неё симметрии, гармонии, ритму и целесообразности. Конечно, экологическое воспитание реализуется в библиотеках, школах, но наиболее важно, чтобы экологическая культура ребёнка формировалась всё же в семье. 

Однако в настоящее время непростительно мало внимания уделяется семейному экологическому воспитанию. В образовательной системе России функцию воспитания традиционно «доверяют» школе. Но, по сути, прививать культуру в этом вопросе могут более качественно и грамотно родители. На формирование экологического сознания детей оказывает большее влияние мировоззрение старшего поколения в семье, его экологическая культура. А библиотека может быть здесь только организующим началом. 

Я уверена: объединение усилий библиотеки и семьи положительно скажется на создании экологической образовательной среды, где счастливо будут расти наши дети. Вся жизнь человека: его характер, любовь к природе, чувство ответственности, добрые и дурные привычки, умение преодолевать трудности, совестливость, трудолюбие – во многом обусловлены его воспитанием в детстве. И большое влияние на это оказывают книги. Если родители ограничиваются только физическими потребностями и пренебрегают духовными, ребёнок без книг вырастает бездуховным рабом своих плотских желаний. 

Воспитание экологического чувства является самым важным среди всех чувств человека. Это одна из основных характеристик целостной личности. Формирование ответственного отношения к природе – сложный процесс, успех которого во многом зависит от взаимной деятельности семьи, школы, библиотеки, особенно на начальных этапах становления и развития экологической культуры ребёнка. Интерес к природе, отношение к ней в значительной степени будет обуславливаться психологическим климатом семьи, в частности – отношением к природе ближайших родственников ребёнка. Всем известно: ребёнок учится всему, что видит у себя в дому. Тяга к прекрасному проявляется уже в детстве. Малыш увидел ромашку и тянет к ней ручки, а мама уже спешит сорвать цветок. Попробуйте терпеливо и спокойно дать понять ребёнку, что рвать цветы нельзя, что не всякое желание малыша может быть выполнено – здесь-то и надо быть настойчивым. Поступите вы иначе – у ребёнка будет формироваться потребительское отношение к миру и окружающей его природной среде. Семья имеет свои особенности и, благодаря своей социальной сущности, вырабатывает оценочные установки, которые проявляются в последующие годы. Необходимо, чтобы природа и её объекты входили в круг семейных интересов, а забота о живых организмах – в семейные отношения. Когда животные становятся членами семьи, а выращиваемые растения – семейной гордостью, тогда и формируется отношение ко всему живому. Дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семьях, где проявляется неприязнь к природе. 

Развитию познавательного интереса к природе, уяснению её ценности как объекта познания родители могут способствовать самыми разными способами. Например, когда дома выращивают комнатные растения, следует не только давать указания по уходу за ними, но и учить детей наблюдать за их ростом и развитием. Кроме того, надо дать возможность поэкспериментировать с растением, выявить оптимальные условия для его роста и развития, обсудить полученные результаты в семье и с друзьями. В процессе экологического воспитания ребёнка в семье целесообразно познакомить его с технологиями содержания домашних питомцев: кошек, собак, аквариумных рыб, певчих птиц. Дети с удовольствием рассказывают о своих друзьях – братьях меньших, их особенностях, повадках. В результате такой деятельности у юных граждан формируются разнообразные познавательные интересы, которые лягут в основу понимания ими природы. В знакомстве с животным миром трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, где происходит расширение границ познания ребёнком окружающей среды, осознание её неповторимости и хрупкости. 

Воспитательное значение имеют семейные походы. Здесь родители смогут показать, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к лесным богатствам. Детям необходимо разъяснять правила поведения в природе, правила сбора грибов и ягод. Вместе с детьми зимой можно организовать подкормку птиц, оборудовать искусственные гнёзда, провести сбор плодов и семян. Экологическому воспитанию также способствует совместная деятельность на приусадебных участках и в подсобных хозяйствах. Здесь ребёнок реализует свои знания, умения и навыки по содержанию домашних животных, разведению и уходу за растениями. 

Дети очень восприимчивы к красоте природы, и семья играет огромную роль в осознании ребёнком эстетической ценности окружающей его среды. Родителям необходимо использовать изобразительное искусство в экологическом воспитании своих детей. Ребятишки с удовольствием рисуют объекты природы, пейзажи. Особую радость им доставляет задание нарисовать своего домашнего питомца (растение или животное). Вместе со своими дочерями и сыновьями родители могут принять участие в художественных природоохранных конкурсах. Детям можно предложить нарисовать звуки, запахи, из пластилина создать объекты природы. Формированию бережного отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, составление сказок и рассказов о жизни животных и растений, коллекционирование марок, открыток с изображением явлений и объектов природы.

Огромная роль в формировании познавательных интересов и заботливого отношения к природе принадлежит семейному чтению. Совместное чтение вслух произведений о природе, жизни животных и растений даёт возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребёнка в беседу, обменяться мнениями и переживаниями. Для семейного чтения можно посоветовать произведения Ивана Тургенева, Николая Лескова, Ивана Бунина, Фёдора Тютчева, Евгения Чарушина, Виталия Бианки и других писателей, которые очень тонко передали красоту природы через силу слова. В библиотеках сегодня представлены расширенные выставки литературы экологической тематики. Подробную информацию о районных литературных экологических чтениях можно получить каждому в своей библиотеке по месту жительства.

Важность экологического образования и воспитания невозможно переоценить во все времена, а в наши – особенно. Ведь все мы – люди, звери, птицы, растения – на нашей Земле, на нашем общем ковчеге, несёмся сквозь время и пространство – в Вечность. И то, какими мы прибудем на грань бытия, то, какими будем за этой гранью, напрямую зависит от порядка здесь, на нашем ковчеге, в нашем общем Доме. Возможно, мы и появились здесь для того, чтобы установить Порядок в Доме. Значит, нужно продумать и реализовать способы, которые позволят это сделать и дадут возможность вырастить понимающее значимость порядка на нашей Земле подрастающее поколение.

Наталья РАСПОПОВА,
заведующая Новопятницкой
сельской библиотекой

Комментариев нет:

Отправить комментарий