АРКТИКА – ФАСАД РОССИИ

Одно из важнейших событий в области географии – освоение Арктики. В этом году 21 мая исполнилось 80 лет со дня организации первой российской дрейфующей экспедиции «Северный полюс» под руководством легендарного полярника Ивана Папанина.

Недавно в уярской школе № 40 состоялся тематический урок «Арктика – фасад России» для учащихся 8 – 11 классов. Он прошёл в рамках Всероссийского образовательного проекта «Большая арктическая экспедиция».

Детям обязательно нужно рассказывать о значении Арктики, исторических этапах её освоения, о полярных животных и особенностях климата. На тематическом уроке ребята узнали, что Арктика – это территория с экстремальными погодными условиями, особой экологической обстановкой, богатая полезными ископаемыми. 

Россия является признанным лидером среди полярных держав мирового сообщества. Ведь благодаря особенностям географического положения нашей страны, огромной протяжённости побережья Северного Ледовитого океана и его влияния на погоду и климат России, изучение и освоение Арктики всегда привлекало внимание учёных, экономистов, путешественников и исследователей. 

В настоящее время интерес к Арктике всё более возрастает. Это вызвано несколькими причинами, в том числе экономическими. Одна из задач современного этапа освоения арктических территорий – создание условий для формирования и устойчивого освоения углеводородных ресурсов, некоторых видов стратегического сырья и биологического ресурсного потенциала. Важными задачами являются также повышение энергетической независимости арктических районов России, снижение размера ущерба, который наносится окружающей среде в связи с расширением экономической деятельности, восстановление экологии в российской Арктике. Сохраняется необходимость создания условий для надёжного функционирования национальной арктической транспортной системы в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики, адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям. 

Важно также внимание к вопросам улучшения качества жизни людей, проживающих в российской Арктике. Президент России Владимир Путин уверен, что люди здесь должны жить и работать. Нужно осваивать Арктику, учитывая все экологические и климатические проблемы, однако необходимо обеспечить безопасность коренных народов этого региона, уделить должное внимание сохранению местной флоры и фауны. Освоение арктических районов не должно нанести вред всем живым существам на этих широтах. 

История открытия, исследования и освоения Арктики полна ярких, значимых, порой драматических событий, знакомство с которыми и их возможное изучение могут способствовать воспитанию современного школьника, формированию у него чувства гордости за достижения в исследовании и освоении территории своей страны.

История исследования Арктики достаточно продолжительна. В XI–XVII вв. отряды поморов и казаков совершали дальние походы в северные моря, открывали и исследовали новые земли и расширяли территорию Русского государства. В 1641–1647 гг. казак С. Дежнёв исследовал побережье Северо-Восточной Азии от устья реки Колымы до самой восточной точки материка. В 1648 г. отряд под командованием С. Дежнёва и Ф. Попова открыл пролив между Азией и Америкой, позже получивший название Берингова пролива. В XVIII в. были организованы уже государственные экспедиции для описания и изучения арктических регионов. В результате были составлены первые карты арктического и дальневосточного побережья, обнаружены месторождения полезных ископаемых. 

В 1733–1743 гг. состоялась Великая Северная экспедиция, инициатором которой был Пётр I. Во второй половине XVIII в. русские мореплаватели предприняли попытку проникнуть в Арктический бассейн, дойти до Северного полюса и преодолеть путь из Атлантического океана в Тихий. Россия также приняла активное участие в научных исследованиях, проведённых в рамках Первого Международного полярного года в 1882–1883 годах. Научные экспедиции состоялись в XIX в. и начале XX в. Качественно новый этап освоения Арктики связан с изучением Северного Ледовитого океана и освоением Северного морского пути. 

В 1920–1930 гг. научные исследования в Арктике были продолжены. Началось регулярное освоение Северного морского пути. В 1932 г. ледокольный пароход «Александр Сибиряков» за одну навигацию прошёл от города Архангельска до Берингова пролива. В 1936 г. была организована первая дрейфующая научно-исследовательская станция «Северный полюс», которая работала в Арктике в течение девяти месяцев. В результате были получены новые сведения о глубинах и обитателях Северного Ледовитого океана, климате, направлении дрейфа льдов. Во второй половине 1930-х гг. для сбора информации о ледовой обстановке в Арктике началось активное использование полярной авиации. На рубеже 1930–1940-х годов ледовая авиаразведка стала основным методом наблюдений за арктическими льдами. В августе 1977 г. атомный ледокол «Арктика» (начальник экспедиции А. Чилингаров) впервые достиг Северного полюса. 

Изучение Арктики продолжается и в настоящее время. В 2000–2012 гг. были начаты комплексные высокоширотные морские экспедиции по определению внешней границы континентального шельфа России, результаты которых легли в основу заявки Российской Федерации в Комиссию ООН по вопросам континентального шельфа. 

Главная мировоззренческая идея состоявшегося урока «Арктика – фасад России»: показать школьникам ценностное содержание и целостность окружающего мира, связь человека с природой, способствовать формированию активной жизненной и познавательной позиции подрастающего поколения.

Елена КОСТРОВА,
учитель школы № 40

Комментариев нет:

Отправить комментарий