ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ

Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства, лавинообразно увеличивающимся объёмом информации. В духовном мире многих людей кризисная ситуация в стране породила серьёзные социальные противоречия, что отразилось на их читательской деятельности. 

Вместе с тем известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов. Поэтому сама жизнь подсказала новую функцию для библиотек – библиотерапевтическую. Библиотерапия – лечение словом. Книга обладает уникальной способностью – врачевать людские души и тела. Как писала поэтесса Вероника Тушнова:

Открываю томик одинокий – 
Томик в переплёте полинялом. 
Человек писал вот эти строки. 
Я не знаю, для кого писал он. 
Пусть он думал и любил иначе, 
И в столетьях мы не повстречались… 
Если я от этиx строчек плачу, 
Значит, мне они предназначались. 

По мнению доктора педагогических наук Юлии Дрешер, библиотерапия – это наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т. д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровень. Кроме того, анализируя различные определения библиотерапии, она писала: «В литературе встречается множество определений библиотерапии, отличающихся частностями, но единых в том, что это область деятельности на стыке медицины и библиотечного дела, связанная с активным вовлечением человека в чтение тщательно подобранной литературы с целью его излечения или решения личных проблем».

Новопятницкая сельская библиотека каждому читателю предлагает «лекарство для души». Это важно для любого читателя, даже маленького. Для детей литература начинается со сказки из детства. Поэтому я использую такой метод, как – сказкотерапия.

Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческого бытия. Без сказки дети не вырастают, а если это и происходит, – значит, из мира растущего человека ушли мечта, благотворная фантазия, творчество, романтика, сопереживание, необходимые для воспитания Человека в человеке. Все сказки едины в одном – желании помочь ребёнку в первых шагах самопознания, в формировании духовного «Я». Они укрепляют чувство самоуважения, развивают способность слушать себя, наблюдать и понимать себя. Как я думаю, как говорю, отчего мне бывает грустно, одиноко, весело, отчего у меня появляются те или иные «хотения» – размышляет маленький читатель, вживаясь в мир волшебных сказок. 

Так в чём же состоит духовный смысл сказки? В том, что сказка отвечает на вечные вопросы: «Что такое счастье и в чём оно? В богатстве, любви, свободе, славе? Само ли оно приходит или его надо добывать? Как? Неужели для этого непременно нужны трудности, испытания, опасности, страдания, подвиги?»

Все ответы на эти и другие вопросы каждый найдёт в книгах. «Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь, посетила ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам чёрные мысли о вашей личной судьбе или просто жизнь покажется «несносной раной», – вспомните о том, что есть библиотека. Вы найдёте книгу о русской сказке и прислушайтесь к её тихому, древнему, мудрому голосу… «Она – как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл её – как тонкий и благоуханный мёд, запах родной земли, зной родного солнца, дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее…» – так определил неисчерпаемое значение и целебную силу русской сказки замечательный философ И. Ильин. 

В сказке заключены все нравственные проблемы, которыми богата наша жизнь. Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает добрым словом. Чем же сказка может помочь детям озлобленным, с негативным социальным опытом, неустойчивой психикой, подверженных стрессовым состояниям? Как она может спасти раненную детскую душу от отчаяния, страха и одиночества? В чём её лечебная значимость? Главные лекарства сказки – это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твёрдая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво и гуманно. В сказках отражён глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Психотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их. Иногда уход в сказку – это реакция ребёнка на какие-то травмирующие обстоятельства (бегство от действительности), и именно в этом аспекте появляется возможность использования сказки как психотерапевтического средства. 

Категории Добра, Любви, Веры дети переживают, подбирая слова, соответствующие высоким чувствам, делают открытия чувств человека любящего, переживающего за других – в книгах писателей Виктора Драгунского, Владимира Железнякова, Николая Носова, Альберта Лиханова, Виктора Голявкина, Агнии Барто, Корнея Чуковского, прочитанных вместе с библиотекарем. В некоторых случаях бывает достаточно вовремя прочесть ребёнку умело подобранную книгу или рассказать историю, подходящую к случаю, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки. Какие бы у вас ни возникали проблемы, помните: есть библиотека, в которой вас ждут и всегда поймут. Наши дороги – на вашем пути.

Наталья РАСПОПОВА,
заведующая Новопятницкой сельской библиотекой

Комментариев нет:

Отправить комментарий