СИЛА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА

Вот уже в шестой раз проводится международный конкурс чтецов «Живая классика». В течение пяти предыдущих лет в нём приняло участие более 10 миллионов детей из 84 стран и 85 регионов РФ. Конкурс стал лауреатом трёх крупных премий. 

Президент России Владимир Путин, обращаясь к участникам конкурса, отметил:

– Твёрдо убеждён, что, несмотря на широкое распространение новейших технологий и средств массовой информации, книга всегда будет в нашей жизни. Она с детства воспитывает в человеке лучшие качества, обращает к добру, прививает высокие нравственные начала. И потому считаю реализацию масштабного, поистине уникального проекта «Живая классика» востребованной, отвечающей духу и запросам времени инициативой, важным вкладом в дело популяризации чтения среди детей и подростков, развитие гуманитарного образования, укрепление общего русскоязычного пространства. 

В рамках конкурса участники в возрасте от 10 до 16 лет читают вслух отрывки из своих любимых прозаических произведений, которые не входят в школьную программу. Каждое выступление оценивается по установленным организаторами конкурса критериям. В течение предоставленных регламентом пяти минут участник должен продемонстрировать глубину проникновения в образную систему и смысловую структуру текста, сделать это грамотно и артистично. 

Первая ступенька к успеху в этом конкурсе – школьный этап. Прошёл он и в уярской школе № 40. Открыла программу выступлений ученица 6А класса Галина Скиданова. В клетчатой рубахе, кепке, штанах навыпуск – ни дать ни взять главный герой рассказа Михаила Зощенко «Актёр». Выступать первым всегда достаточно тяжёло, но ученица своим выразительным, эмоциональным выступлением покорила слушателей и получила высокие оценки жюри. Ещё одно произведение Михаила Зощенко – «Глупая история» – озвучил ученик 6Б класса Кирилл Бауэр.

Особая ценность конкурса – в расширении читательского кругозора. Можно использовать произведения не только русских, но и зарубежных писателей. Борис Ганаго – известный детский белорусский писатель, автор и составитель многочисленных детских книг для самого разного возраста. Борис Александрович уже более двадцати лет занимается воспитанием детей и юношей в традициях добра и нравственности. Его книги написаны в форме увлекательных рассказов. Ученица 7А класса Анастасия Шилова выбрала для своего выступления трогательный рассказ Бориса Ганаго «Твой птенчик». Забавный рассказ «Дневник кота-убийцы» Энны Файн в эмоциональном прочтении ученика 5Б класса Максима Хвостенко тоже очень понравился слушателям. Возможно, ребята захотят продолжить знакомство с произведениями этих авторов. 

Все мы родом из детства, и нам дорого любое приятное напоминание об этой беззаботной поре. Вряд ли чьи-то детские годы прошли без чтения «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского. Ученик 7Б класса Артём Вернер позабавил слушателей историей о выплеснутой с балкона ненавистной манной каше (рассказ «Тайное всегда становится явным»). Под звуки щебетания птиц ученица 6Б класса Виктория Столярова наизусть прочитала рассказ Александра Баркова «Зима звенит». 

Но самые глубокие чувства вызвали у слушателей выступления десятиклассниц Дарьи Горбачёвой и Светланы Гагариной. Даша заставила нас очутиться в лесу в окружении волков. Страх, переходящий в ужас, отчаяние, счастье после чудесного избавления от опасности – все эти эмоции мы ощутили так, словно сами были участниками событий, изложенных в рассказе Сергея Куцко «Волки». Светлана Гагарина выбрала для выступления рассказ Светланы Алексеевич «Цинковые мальчики». Интонации, паузы, жесты – всё органично, трогательно, искренне. Заканчивала ученица своё чтение в полной тишине, которая царила в кабинете ещё несколько минут…

Получился не просто конкурс, а настоящий праздник торжества звучащего слова! Что ни исполнитель – то творец, художник, чей живой голос глубоко волновал слушателей. 

Но конкурс есть конкурс. Перед жюри стояла сложная задача – оценить выступления конкурсантов по следующим параметрам: выбор текста произведения; грамотная речь; артистизм исполнения; глубина проникновения в образную и смысловую структуру текста. Члены жюри по достоинству оценили каждого участника конкурса, отметив плодотворную подготовку, мастерство юных чтецов и проявленный артистизм в чтении прозаического текста.

Проведение международного конкурса юных чтецов «Живая классика» в тех масштабах, который он прибрёл за эти годы, стало возможно только благодаря энтузиазму учителей. Наша цель – сделать чтение естественной жизненной потребностью подростков, вернуть России статус самой читающей страны. Хочется поблагодарить участников конкурса за отличную работу и неравнодушие, пожелать им удачи на следующих этапах!

С. СТЕПАНОВА,
учитель русского языка школы № 40

Комментариев нет:

Отправить комментарий