КОГДА ГЛАЗА НЕ ТУСКНЕЮТ

В СЕМЬЕ ЮНКЕР ПЕДАГОГ – ПРИЗВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПОКОЛЕНИЙ

Жизнь – полная чаша… Это когда есть дети, которыми гордишься. Когда на заслуженном отдыхе очень сильно скучаешь по работе. И все встречные люди здороваются с тобой с большим уважением.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Это один в один – семья Юнкер из Толстихино. Владимира Иосифовича знают многие в Уярском районе. Он возглавлял школу в селе Толстихино с 1978 года. Владимир Юнкер – единственный в нашем районе заслуженный учитель России. Его супруга Татьяна Дмитриевна – тоже учительница. Сейчас они оба на заслуженном отдыхе, но очень сильно скучают по своей любимой работе, ученикам и коллективу. 

Чета Юнкер – представители той самой российской и советской педагогической интеллигенции, благодаря которой высокий уровень системы образования в нашей стране переходит из поколения в поколение. О Владимире Юнкере говорят: «Он директор от Бога и почитает школу как дом родной». А ещё: «Он очень порядочный человек, и поэтому ценит в других, прежде всего, порядочность».

В самые трудные времена, в 90-е годы, Владимир Иосифович как-то сумел удержать школу от падения. И когда всё вокруг, казалось, рассыпается на куски, и когда учителям по полгода не выдавали заработную плату и часто случались «веерные» отключения электроэнергии, замерзали батареи. Но Толстихинская школа держалась и по праву считалась образцом, на который можно равняться городским школам. 

Помню, в начале двухтысячных годов я посетила Толстихинскую школу в составе одной комиссии. И меня тогда больше всего поразило обилие цветов и растений в школьных коридорах и классах. Горшки с высокими растениями стояли на полу вдоль коридоров, другие висели на стенах и украшали подоконники. Я ещё подумала, что этой школой управляет очень неравнодушный человек. 

– Цветы и растения пришлось убрать из школы, ­– всё ещё сокрушается по этому поводу Татьяна Дмитриевна. – Оказалось, они не соответствуют современным санитарно-эпидемиологическим нормам.

Владимир Иосифович всегда говорит очень тихим и спокойным голосом. Просто невозможно представить, чтобы он на кого-нибудь кричал. Как мне потом рассказала одна из выпускниц Толстихинской школы, ученики, особенно младших классов, перед директором трепетали. Но не из-за страха. Самое маленькое замечание, сделанное этим тихим голосом, производило гораздо более сильное впечатление, чем любые крики и упрёки. 

ДРУГИЕ ЛЮДИ

Владимир Юнкер родился в 1946 году. В 1970-м окончил Красноярский педагогический институт по специальности – учитель географии. После учёбы был направлен в школу села Восточного, где получил свой первый профессиональный опыт. В 1978 году Владимир Иосифович возглавил школу в Толстихино. Она была старой, ещё с печным отоплением. Школа состояла из нескольких зданий, в одном располагался интернат, где проживали дети из дальних сёл. Молодому директору было трудно, но он всюду успевал. Решал хозяйственные вопросы, приглашал и даже всячески зазывал на работу в сельскую школу молодых учителей, готовился к педагогическим советам и районным семинарам, общался с родителями учеников, проверял, чем кормят детей в интернате и что они делают по вечерам. А ещё пытался всячески сгладить конфликты между коллегами, контролировал, хватит ли дров для обогрева школы. Помимо этого старался поддерживать в педагогическом коллективе стремление к поиску творческих подходов к детям и работе. Всё приходилось успевать. И жизнь тогда была наполнена меньшим количеством событий, но большим количеством дел. 

– Да и люди раньше были всё-таки другие, – говорит мне Татьяна Дмитриевна. – Например, сотрудники отдела образования отправляют молодого учителя на работу в школу, а потом обязательно приезжают и спрашивают: «Чем нужно помочь?» Приезжают не для того, чтобы проверять или контролировать, а именно для поддержки. После урока садятся рядом с молодым учителем и начинают разбирать по пунктам, как он провёл урок, как донёс информацию детям. «Вот здесь ты неправильно сделала, лучше начни с этой темы и вот этого правила. А вот здесь ты очень хорошо донесла до детей суть упражнения. А вообще–то ты молодец, у тебя всё получится». Опытные учителя всегда поддерживали. Помню, только начинала работать, у меня не хватало методического материала. Так заведующий методическим кабинетом районного отдела образования (я даже фамилию его помню – Морозов) сказал: «Завтра приезжай и бери все необходимые книги и подсобные материалы». А я не смогла за ними в тот день приехать: автобусы тогда плохо ходили. Так Морозов сам их привёз в нашу школу. Вот какие люди были! А сейчас учителей мучают бумаготворческой работой, заставляют заполнять кучу никому не нужных документов. От этого у людей глаза тускнеют, и руки опускаются…

В 1982 году Толстихинская школа перешла в новое кирпичное трёхэтажное здание. Помимо оснащения классов и кабинетов всем необходимым, что придавало школе современный облик, Владимир Иосифович озаботился ещё одним важным вопросом. 

– При новой школе была создана ещё одна – филиал детской школы искусств, – говорит Владимир Иосифович. – У нас был открыт художественный класс, два музыкальных класса: «фортепиано» и «баян». Был у нас замечательный пришкольный музей боевой славы и краеведческий. Им занималась учительница химии Мария Фёдоровна Тарасова. Она была основательницей музея и вместе с детьми вела поисковые работы. Они писали письма в военкоматы других регионов, пытаясь найти следы солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. А ещё приглашали ветеранов войны и труда, депутатов районного совета и других интересных людей… 

После распада Советского Союза было тяжело, но приходилось привыкать к новым правилам жизни, новым реалиям и даже побеждать в новых условиях. И Толстихинской школе удалось стать одной из лучших в районе. Школа даже выиграла в краевом конкурсе и получила грант в 500 тысяч рублей. А потом стала победительницей национального приоритетного проекта «Образование» и получила грант в один миллион рублей. 

– Мы вместе с Владимиром Иосифовичем приехали после учёбы на работу в школу села Восточного, – сказала Татьяна Дмитриевна. – Нам было тогда по двадцать лет, мы были уже женаты и с двумя детьми. Владимир Иосифович с утра до ночи занимался школой, приходил домой поздно вечером. Я тоже работала, детсада в селе не было, ребятишек оставляли у одной бабушки. Так нам все учителя помогали. Если кто-то пирожков испечёт, обязательно нас и детей накормят. Я постоянно моталась от школы к дому, дочерей проведывала. Одной тогда годик был, другой – три месяца. Волновалась – уследит ли за ними бабушка? Так мне, например, техничка тётя Мотя говорила: «Ты не переживай, я сейчас сбегаю, посмотрю и тебе потом всё расскажу». Уйдёт – и нет её, и нет. Я уже тревожиться начинаю. Потом приходит тётя Мотя: «Ты не волнуйся, мы вместе песенки попели, поиграли. Дети утомились и уснули». Вот такое отношение было!

ДИНАСТИЯ

Семья Юнкер – уникальная. Это самая настоящая педагогическая династия. Старшая дочь Ирина Владимировна работает завучем Толстихинской школы, учителем информатики и физики. Вторая дочь, Елена Владимировна, тоже окончила Новосибирский педагогический институт. 15 лет отработала в краевом Доме просвещения. У Ирины Владимировны две девочки. Старшая Полина окончила госуниверситет (филолог) и юридический институт. Наталья – медицинский институт, сейчас работает в Красноярске гинекологом. И уже есть правнуки. Кириллу недавно исполнилось четыре года. А Варваре четыре года будет нынешним летом. 

У Татьяны Дмитриевны папа был педагогом, и это оказало самое позитивное влияние на её выбор будущей профессии. Причём отец был не просто педагогом, а учителем старой закалки, ездил по деревням, обучал детей счёту и письму. Потом он получил воинское звание. Но маленькая Таня, слушая его рассказы про программу ликвидации безграмотности на селе и будучи ещё маленькой, всё для себя решила. 

– По нашим стопам пошли и родственники, – смеётся Татьяна Дмитриевна. – У Владимира Иосифовича три племянника, и все трое – педагоги: математик, физик, географ. У одного из них жена – учительница. И уже их дети выбрали два пути – педагогика и медицина. В моей семье больше медиков.

В семье Юнкер огромное количество грамот и благодарственных писем всевозможных уровней. В том числе – и за педагогическую династию. Кроме того, Владимир Иосифович имеет звания «Отличник народного образования», «Заслуженный учитель России». 

– К нам приходят дети на первое сентября, в День знаний, и дарят цветы, – говорит Татьяна Дмитриевна. – И в День учителя тоже поздравляют. И это дети детей, которых мы учили. Нам вообще грех жаловаться, ведь нам очень повезло и с односельчанами, и с другими людьми, которые встречаются на пути. Повезло и с выбором профессии. Ей верны наши дети и дети наших детей. 

Ольга БЕЗГОДОВА

1 комментарий:

  1. Барловская(Кузина) С.М.27 января 2017 г., 5:05

    Уважаемые Владимир Иосифович и Татьяна Дмитриевна, от всей души желаю вам крепкого здоровья и долгих лет жизни! Спасибо Татьяне Дмитриевне за Классного!!! руководителя, а Владимиру Иосифовичу за воспитательный процесс в интернате . Став взрослой, и имея, сейчас своих детей понимаю какую ответственность Вы несли за нас.

    ОтветитьУдалить