ВЗВЕЙТЕСЬ КОСТРАМИ, СИНИЕ НОЧИ!

Так вступали в пионерскую организацию
в уярской школе № 2, 1977 год (фото из архива Г. Кальной).
Чем дальше уходит от нас советский период жизни, тем чаще в мыслях к нему возвращаешься. В этом году 19 мая исполнилось бы 95 лет со дня рождения Всесоюзной пионерской организации. Она объединяла советских детей от 9 до 14 лет, воспитывала их как истинных патриотов, которые потом, став комсомольцами, всегда были на переднем крае – строили через болота, тайгу и горные перевалы нефтепроводы, ГЭС, БАМ, поднимали целинные земли. А все начиналось с пионерского детства…

ПИОНЕР – ДЛЯ ВСЕХ ПРИМЕР

За что сегодня мы можем сказать спасибо молодёжному движению советского периода? За те высокие нравственные принципы, которые несли в себе законы пионерской организации: пионер предан Родине и равняется на героев борьбы и труда, чтит память павших борцов и готовится стать защитником своей страны. Пионер – честный и верный товарищ, всегда стоит за правду, он друг детям трудящихся всех стран. И почему нужно было от этого отвернуться? А потом, через десятилетия, причитать и охать, что дети стали якобы хуже, а раньше были лучше. А может потому, что, реализуя эти нравственно чистые принципы, мы и воспитывали наших ребятишек? Это тогда мы могли сказать ребёнку, знающему законы пионерской организации: «Ведь ты же пионер, почему поступаешь не по-пионерски?» Сегодня нам, взрослым, не на что опереться, кроме пустых окриков, глупых тирад и скучных нравоучений. Разрушить всегда просто, а попробуйте это восстановить или заменить чем-то более разумным, имеющим высокий нравственный смысл. Пока это слабо получается.

Не меньшее спасибо нужно сказать пионерии за то, что она постоянно занимала детей интересными и полезными делами. Это рабочие субботники и воскресники, в которых пионеры активно участвовали и помогали взрослым, боролись с последствиями послевоенной разрухи и голода, с беспризорностью, часто выезжали на село, вместе со всеми принимали участие в сельхозработах. Дети собирали металлолом и макулатуру, были вожатыми октябрят. Они активно занимались спортом, чтобы быть готовыми к труду и обороне Родины. Военно-патриотическая игра «Зарница» воспитывала у ребят дисциплинированность, мужество, целеустремлённость. 

В законах пионерской организации была заложена, прежде всего, патриотическая направленность. Великая Отечественная война выявила имена детей-пионеров, которые в 12-14 лет в муках и пытках погибли от рук фашистов за смелость и преданность Родине. Им было присвоено звание Героев Советского Союза посмертно. Они совершили подвиг, на который способен не каждый взрослый человек. В период тягчайшего военного испытания для Родины велик даже юный человек. Каким большим был его духовный мир! Каким благородным был его нравственный облик! А это в них помогла сформировать пионерская организация. 

Она воспитывала у ребят, прежде всего, коллективизм. Это как у Д`Артаньяна и мушкетёров: «Один за всех, и все за одного!» После того как ушёл в историю Советский Союз, молодёжное движение стало угасать, и коллективные дела, по сути, исчезли. Каждый молодой человек теперь волен выбирать занятие себе сам. А как ему быть без совета и участия взрослых: родителей, учителей, старших товарищей? В некоторых школах бытует мнение, что каждый отвечает сам за себя. Это понятно, что сам за себя. Но роль коллективной ответственности всегда была велика и необходима каждому из нас. 

Когда не стало пионерской организации, которая оправдывала себя более 70 лет, общество вольно или невольно стало взращивать поколение людей, которые без поддержки не могут идти по жизни самостоятельно. А именно этот несгибаемый стержень и формировали пионерская организация и комсомол.

ГАЙДАР ШАГАЕТ ВПЕРЕДИ

Во время открытия уярской коррекционной школы-интерната мы – те, кто работал в ней с самого начала, хорошо понимали, что детская организация нам необходима. Поэтому в нашей школе ещё долго, почти до конца первого десятилетия 2000-х годов, сохранялась и результативно работала пионерская организация имени Аркадия Гайдара. Наши тимуровцы оказывали помощь одиноким пожилым людям. Почти у каждого отряда была своя такая бабушка, которой они постоянно помогали. Ребята после уроков были заняты подготовкой к сборам, праздникам, репетициями, кружковой работой, уборкой территории, разнообразными тематическими прогулками. Никогда детям-пионерам 90-х годов не забыть, как педагогический коллектив организовывал для них игру «Зарница». Мы все: дети, учителя, завуч, директор, работница столовой, медсестра – в спортивной форме, на автобусах, с песнями, как одна семья, выезжали на большую поляну у речки Рыбной. Учитель физкультуры Сергей Михайлович Григорьев выстраивал детей в большую шеренгу, пояснял условия игры, инструктировал, как себя вести. И дети с большим азартом участвовали в поиске заранее спрятанного вымпела и ориентировании на местности. После оглашения победителей и вручения призов более старшие ребята играли в пионербол, дети помладше участвовали в соревновательных играх. Девочки собирали весенние цветы, делали веночки. Любители рыбалки во главе с директором школы Виталием Ивановичем Семёновым шли с удочками к реке. А потом был обед на траве. Дети несказанно радовались, глаза их светились счастьем. В более поздние годы мы проводили «Зарницу» и на стадионе, хотя впечатление было уже не таким ярким. После этих совместных мероприятий ребята становились более дисциплинированными и послушными. Ведь мы не довлели над ними, а во всех делах участвовали вместе с детьми. 

Что же происходит в школах в последние 20 лет? Ну, отказались от будто бы надоевших пионерских символов. А причём здесь полезная занятость детей, умная, развивающая, которая приносила радость и удовлетворение? И почему забыли игру «Зарница»? Ведь всё равно лучше ничего не придумали. И те прекрасные методы работы с детьми во время её проведения обязательно должны были остаться. И тот высокий нравственный смысл, который она всегда несла – как от этого отказаться?! «Зарница» – это не просто забава, это основа патриотического воспитания. В ноябре 2016 года по телевидению показали, что в Ярославской области возобновили «Зарницу». Услышав это, я невольно выдохнула: «Наконец-то, опомнились!»

Перед Днём Победы наши дети вместе с педагогами изготавливали гирлянду из цветов или большой венок, а потом всей дружиной несли и возлагали к памятнику павшим. А впереди всегда шла знамённая группа. Вспоминаю, как долго, терпеливо, настойчиво тренировала ребят старшая пионервожатая Тамара Павловна Лапина. У детей всегда была красивая отглаженная форма: синие юбочки у девочек, синие брюки у мальчиков, блузки и рубашки сияли чистотой и белизной. На груди алели пионерские галстуки, на головах синие пилотки, на руках белые перчатки. Знамённая группа была гордостью Тамары Павловны. Над чем она неустанно работала – это выправка и синхронность движения. И правда, когда наша знамённая группа шла слаженно и красиво, достойно несла пионерское знамя, в этот момент все понимали, что пионерская организация через свой главный атрибут воспитывала у детей трепетное отношение к основной святыне нашей Родины – российскому государственному знамени. 

К сожалению, мы уже не видим сегодня у школьников этой чёткости и выправки. Да и вообще в работе с детьми наломали немало дров. Например, 40 процентов сегодняшних призывников не могут выполнить простейшие нормативы по спорту. О какой выправке может идти речь? Пионерская же организация над этим постоянно работала и всегда – с отличным результатом. В связи с этим хочу с благодарностью вспомнить лучших пионерских вожатых школ нашего города. Это Тамара Михайловна Кузикова, Тамара Павловна Лапина, Светлана Яковлевна Циось. В памяти и сердцах пионеров тех лет, а ныне уже взрослых людей, навсегда останутся тот свет и тепло, которые они излучали и щедро дарили детям.

А участие в сельскохозяйственных работах… Когда в 1986 году организовали уярскую коррекционную школу-интернат, средствами мы были небогаты и ограничены, а проблем навалилось очень много. Мы тогда трудно выживали. Было решено выращивать свой картофель на поле недалеко от деревни Ольгино. Сажали его в начале лета и убирали осенью все вместе: дети, педагоги и школьная администрация. Надевали рабочую форму – и на поле. Причём, на этой работе мы были наравне: и дети, и взрослые работали рядом, дружно, по-семейному. Потому что знали правило советских педагогов: если работаешь сам, то, глядя на тебя, работают и твои подопечные. Корнеплоды ссыпали в школьное овощехранилище. Работали три дня по три часа. То, что прививали детям школа и пионерская организация, те практические навыки сегодня трудно переоценить. В советское время учебный и воспитательный процессы были единым целым, а пионерская организация являлась опорой в воспитании.

Раньше, когда было здоровье, я каждый зимний воскресный день ходила на лыжах в лес и часто видела учащихся школ № 2 и № 40 вместе с кем-то из взрослых, когда они коллективно приходили в сосновый бор на Татарской горе. Как приятно было это наблюдать! Есть ли в наше время подобные интересные и полезные для здоровья мероприятия? Хорошо, если бы эта традиция сохранилась. Такую организацию занятости детей как ни назови – пионерская ли, скауты или ещё как, в конце концов, главное не это. Основное, чтобы дети не слонялись без дела, не бедокурили по подъездам, не ходили неприкаянными, не сидели как старички часами на скамейках, уткнувшись в свои смартфоны. А, как раньше, все были охвачены самыми различными делами: спортивными мероприятиями и секциями, работой в кружках и обязательной помощью нуждающимся людям и дома, а, возможно, как в больших городах, и научными изысканиями. 

ВОЛОНТЁР – ЭТО ОТВЕТСТВЕННО!

Можно радоваться, что у нас началось волонтёрское движение, но пока что оно охватило немногих школьников средних и старших классов. В таких западных странах, как Швеция, Швейцария, Германия волонтёрское движение очень популярно. Один наш российский корреспондент, посетивший там несколько домов престарелых, приютов и хосписов, поделился своими впечатлениями с работниками этих организаций: «В ваших учреждениях за пожилыми людьми, больными и инвалидами очень хорошо ухаживают и берегут. Этому мы, россияне, можем только позавидовать. А помощь волонтёров вам вроде и не очень нужна». И получил ответ: «Это верно, но волонтёрское движение необходимо, прежде всего, самим ребятам. Оно делает их ответственными за тех, кто их вырастил или попал в беду и кому необходимы сочувствие и помощь до конца дней».

Важно, что, наконец, у нас и на государственном уровне поняли, что в стране нужно возрождать милосердие. В нашем городе и районе немало одиноких пожилых и больных людей, которым нужна наша помощь. И школьникам не составит труда вырастить урожай картофеля, а потом раздать людям, которые по своему здоровью и возрасту не могут уже это сделать сами. 

На центральном телевидении в последние два года появились такие благотворительные проекты, как «День добрых дел», «День ангела», пробуждающие в людях коллективизм и сочувствие, которые ослабли в течение двух прошедших десятилетий. Когда слышишь призыв ребёнка: «Завтра будет поздно – помогите сейчас», видишь детские глаза, наполненные слезами и болью, крошечные пальчики, цепляющиеся за мамину руку, как за жизнь, то к горлу подступает комок и пронизывает острое желание помочь. Такие наши поступки объединяют народ: и взрослых, и детей.

ЧЕМ ЗАПОЛНИТСЯ ВАКУУМ?

И, тем не менее, в нашем обществе остался большой пласт молодёжи, не объединённой в какие-либо детские сообщества. А это плохо. Если дети пионерского возраста не будут объединены, как раньше, одной высоконравственной идеей, то обязательно найдутся такие структуры, как, например, в Забайкальском крае, где криминалитет уже занял пустующую нишу в работе с детьми. Когда бездушно выбросили из детской жизни как будто всем надоевшее слово «пионер» (в переводе значит «первый»), то быстренько сформировались другие понятийные символы. Например, АУЕ, что означает «арестантско-уркаганское единство», которое уже объединило около 85 тысяч детей в 17-ти регионах нашей страны. Ну как – нравится? Обложенные данью дети, организованно собирают деньги и вкусные продукты для криминальных авторитетов, чтобы этим дяденькам было сытно и комфортно отсиживать свои сроки. И вся эта мерзкая система работает также чётко, как раньше работала пионерская организация. На зоне сидит пахан, у которого на воле есть смотрящий, а у того – свои смотрящие в детских учреждениях, которые формируют из ребят торговцев наркотиками, воров, грабителей, насильников, начиная с 9-летнего возраста. А если кто-то из детей, в силу своего характера, не может или не хочет этим заниматься, их избивают и унижают. Да и вообще, начиная с 3 класса, насилуют всех мальчиков, поэтому там участились случаи детского самоубийства. Эти вскрытые удручающие факты были впервые обнародованы на «5-м телеканале» в программе «Момент истины» 28 ноября 2016 года. Вот такие весьма невесёлые нынче наши дела. Уверена, то, чем я сегодня поделилась с вами, уважаемые читатели, и о чём высказала своё мнение, все давным-давно знают, но почему-то замалчивают…

Мы не извлекаем уроков из прошлого нашей страны. Изучая историю пионерского движения, его огромную роль в воспитании и развитии многих поколений советских детей, нужно помнить и не терять то, что долгое время работало на плюс. 

Хорошо, что ещё живо поколение людей, которое имеет память о прошлом. 

Вдумайтесь в слова французского писателя и общественного деятеля Ромена Роллана: «Нужно помнить и любить свою историю. Плохо, если это не понимают».

Пионерское время – это наше счастливое детство. Это чудесные песни у костра и радость общения, помощь людям и взаимовыручка. Это вера в светлое завтра и готовность отдать все силы и душевные порывы за свой народ и за свою Родину. 

И по-другому быть не должно.

Галина КАЛЬНАЯ

Комментариев нет:

Отправить комментарий