И ОТКРЫВАЕТСЯ АЛЬБОМ…

Творческие коллективы Межпоселенческой библиотеки и Уярской школы искусств провели недавно литературно-музыкальный вечер «Музыки божественные звуки». Это мероприятие было посвящено 175-летию выдающегося русского композитора Петра Ильича Чайковского, музыка которого звучит на всех континентах и везде находит горячих поклонников. 

Всю свою сознательную жизнь, во время учёбы в консерватории и все последующие годы, Чайковский следовал раз и навсегда определённому для себя девизу: труд, познание, скромность. Изучая сочинения композиторов прошлых веков, слушая их творчество на концертах, в театрах, проигрывая их произведения на фортепиано, Пётр Ильич постоянно размышлял о путях развития музыки. Его кумиром был Моцарт, являвшийся, по глубокому убеждению композитора, кульминационной точкой, «до которой красота досягала в сфере музыки».

Благодаря Чайковскому, мир узнал такие произведения, как оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама» и «Иоланта», балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», романсы, фортепианные пьесы «Времена года». Крупнейшими его сочинениями являются симфонии.

С особенной нежностью Чайковский отразил мир ребёнка. Композитор был первым создателем альбома фортепианных пьес для детей. Здесь и сценки из детской жизни, и картины природы, и мелодии разных народов. 

Именно «Детский альбом» выбрали участники вечера, чтобы познакомить юных музыкантов школы искусств с творчеством русского композитора. 

Бим-бом, открывается альбом!
Не простой, а музыкальный,
То весёлый, то печальный,
Сочинённый для ребят
Много-много лет назад.

В «Детском альбоме» 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой – конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. Некоторые события и персонажи пьесок ушли в далёкое прошлое и незнакомы современным детям. Сегодня их окружают другие звуки, другие образы. Они не услышат теперь ни скрипучих звуков шарманки, ни старинных церковных песнопений. Но большинство пьес и в наше время доступно и понятно детям, потому что в них простым и ясным языком музыки рассказывается о том, что и сейчас близко каждому маленькому человеку. В них – пёстрый мир любимых детских занятий: игр, танцев, развлечений.

Живые божественные звуки музыки стали более доступны молодым слушателям. На вечере прозвучали произведения в исполнении педагогов школы искусств Елены Пыловой, Светланы Ждановой, Ольги Лубенковой и юной исполнительницы Алины Нестеренко. Его участники познакомились и с более крупными произведениями Петра Ильича Чайковского: посмотрели фрагменты из балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». 

«Жизнь его – замечательна, творчество – безгранично», – так сказал о Петре Чайковском его близкий друг, профессор Московской консерватории Н.Д. Кашкин. Удивительно точные слова. И мы сегодня, слушая его музыку, задаёмся вопросом: почему она так близка и понятна людям разных стран, национальностей, вероисповеданий? Почему её так высоко ценили люди, принадлежащие разным направлениям в искусстве: А. Чехов и А. Блок, Э. Григ и Г. Малер? Почему, слушая знаменитый квартет Чайковского, в котором звучит мелодия народной песни «Сидел Ваня», плакал великий писатель Лев Николаевич Толстой? Я думаю, что, послушав музыку этого великого гения русской музыки, мы сможем ответить на такие вопросы.

Наталья АГЕРБАЕВА, 
главный методист МБУК «Межпоселенческая библиотека»

Комментариев нет:

Отправить комментарий