УРОКИ, КОТОРЫЕ НЕ НИКОГДА НЕ ЗАБЫТЬ

Фотографии, фотографии… Свидетели настоящих и прошлых времён. Благодаря этому чудесному изобретению человечества мы имеем возможность как бы заново взглянуть на людей, на события давних лет, сравнить всё это с современным укладом жизни.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗДАНИЕ

В моём семейном альбоме есть немало фотографий, на которых запечатлена краевая трёхгодичная агрономическая школа, в которой я когда-то учился. В самом начале пятидесятых годов её из краевого центра перевели в Уяр, по-видимому, с целью приближения подобных учебных заведений к земле. Естественно, специального здания для неё никто не строил, поэтому решили воспользоваться тем, что есть. Вскоре такое помещение нашлось. На перекрёстке улиц 30 лет ВЛКСМ и Герцена много лет стоит довольно просторное одноэтажное деревянное здание. В разные годы оно использовалось для различных целей. Во время строительства уярской слюдяной фабрики в его стенах щипали слюду. Затем это помещение было предоставлено кинотеатру «Искра». Помнится, в 1948 году мы, мальчишки, бегали сюда посмотреть только что вышедший на экраны страны фильм «Молодая гвардия». 

После этого много лет в здании располагались начальные классы школы № 3. Когда для этого учебного учреждения было построено новое здание, в старом стали работать художники-оформители. 

Наступил 1976 год. Нужно было куда-то определять открывшуюся в Уяре Детскую художественную школу. И взгляд районного руководства вновь обратился к зданию на перекрёстке улиц 30 лет ВЛКСМ и Герцена.

СВОЯ АГРОШКОЛА

Но вернусь к судьбе уярской агрошколы. Учились здесь люди со всех хлебосеящих районов края. Значит, необходимо было их как-то размещать в Уяре. И желательно поближе к школе. Надо отдать должное жителям нашего города, они любезно предоставляли студентам своё жильё. Но нужно отметить одну важную деталь – состав студентов был разновозрастным. Здесь учились не только молодые люди, но и фронтовики. Так что было кому присматривать за «необстрелянной» молодёжью и своевременно реагировать на её поступки.

В Уяр из Красноярска переехал основной состав преподавателей. Все они без исключения являлись специалистами высокого класса. Директором школы был Александр Христофорович Клименко, читавший нам курс плодоовощеводства. Серьёзный и бескомпромиссный человек, он держал в поле зрения всех студентов и наказывал оступившихся – вплоть до исключения из агрошколы. 

Верным помощником директора был завуч Виктор Петрович Никонов. Он был едва ли ни лучшим педагогом. Вёл он курс растениеводства. И как сейчас помню, во время опроса буквально «выдёргивал» с места каждого студента и задавал ему короткий вопрос. Такой метод стимулировал нас быть готовым ответить по теме на любой вопрос, а, значит, хорошо изучать материал. Но зато на экзамене Виктор Петрович, как колоду карт, раскрывал на столе билеты и со словами: «Берите, что хотите» спокойно уходил к себе в кабинет покурить. Он знал потенциальные возможности каждого студента, поэтому экзамен для него носил лишь формальный характер.

«Механизация и электрификация сельского хозяйства». Этот предмет в агрошколе вёл Александр Иванович Бердун, в прошлом инженер Алтайского тракторного завода. О таком инженере хочется сказать только одно: «Побольше бы нам таких специалистов!» Благодаря его усилиям и настойчивости мы познавали сельскохозяйственные машины и орудия, их работу на земле. Среди студентов было популярно определение «гуманный педагог». Эти слова очень подходили для Александра Ивановича. 

Ботаника. Учась в средней общеобразовательной школе, мы привыкли видеть перед собой небольшой учебник по ботанике, позволяющий нам изучать жизнь растений. В агрошколе у нас по этому предмету была весомая книга из шестисот страниц под общей редакцией академика Исаева. Мы как бы заново, но только в гораздо большем объёме, познавали мир растений. Вела этот предмет Галина Георгиевна Нейумина, кстати, наша «классная дама». Хорошо она преподавала ботанику, но имела большую тягу к литературе. Как впоследствии рассказала нам сама Галина Георгиевна, при поступлении в университет ей что-то помешало поступить на литературный факультет, поэтому она стала ботаником. Но любовь к литературному творчеству осталась у неё навсегда. Не случайно поэтому Галина Георгиевна, как заправский режиссёр, возилась с нами, когда мы готовили инсценировки к студенческим спектаклям. Надо отдать должное, в нашей группе находились студенты, которые отвечали требованиям литературных героев, такие как Андрей Стародубцев, Мария Гатальская, Виктор Князев и другие.

Ещё один очень серьёзный предмет изучали мы в агрошколе – «животноводство». Не забуду игрушечные муляжи пород крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, коз, которые нам показывали. Причём, все эти изделия были сделаны в цвете. Заведовала этим «хозяйством» Людмила Петровна Желнина. Строгий, но справедливый педагог. Кстати, одна из немногих преподавателей, которые в настоящее время живут в Уяре. Под её руководством мы познавали «молочное дело» и определяли молоко на жирность. 

Хорошо помню я и сортоиспытательный участок, на землях которого мы проходили практику по общему земледелию и почвоведению под руководством молодого, но достаточно опытного педагога Зинаиды Петровны Зуевой.

ФОТО НА ПАМЯТЬ

Май 1955 года. Во время посадки кукурузы в пятой полеводческой бригаде колхоза «Путь к коммунизму» небольшая группа студентов решила передохнуть. Здесь и застал их объектив фотоаппарата, который держал в руках наш студент Виктор Князев. В объектив попали наши девушки: Деля Голдеева, Тамара Мальцева, Нина Горбань, Тамара Веселкова, Борис Дударев и другие. 

Любительские фотоснимки, но они запечатлели нашу молодость. Многих уже нет в живых, но эти люди остаются с нами, на простых фотоснимках. Это относится к бывшему фронтовику Василию Бояринову, нашему бессменному старосте Леониду Гореву, постоянным наставникам Петру Самоделову, Фёдору Кириченко, Марии Павленко и другим. 

«Полуторка стонет, мотором фырча,
Подъём за собой оставляет,
А в кузове вся наша группа сидит,
О чём-то своём напевает.
На улице май, пятьдесят пятый год.
Студенты на практику едут,
Ведь их впереди село Рыбное ждёт,
К нему они скоро приедут».

Это я о фотографии, на которой запечатлена машина со студентами, едущими в село Рыбное. Бросается в глаза интересная особенность: небольшая машина, полуторка, и битком набитый молодыми людьми кузов. При этом и в помине нет элементарных ограждений (где были сотрудники госавтоинспекции?) Но об этом, видимо, тогда особо не задумывались. В нынешнее время подобный «вояж» не выпустили бы из ограды агрошколы.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ…

Наступил 1956 год. Позади остались госэкзамены, и вот нас, выпускников, распределяют по колхозам на полугодовую преддипломную практику. И в это время агрошколу закрывают, и всё её хозяйство передают в собственность Рыбинского сельскохозяйственного техникума. Так что дипломы мы получали именно в этом учебном заведении. 

В этом же году нам, призывной молодёжи, предстояла служба в рядах Советской Армии. Мы попали в одну роту с Николаем Бондаревым и Павлом Зубаревым. И вот в изучении новой военной техники нам, как нельзя кстати, пригодились те знания по механизации, которые мы получили от преподавателя агрошколы Александра Ивановича Бердуна.

Прошло много лет. Я уже заканчивал художественно-графический факультет Красноярского педагогического института. И здесь, совершенно случайно, встретился с Тамарой Веселковой – женой Владимира Мокрецова. Они поженились сразу после окончания агрошколы. На вопрос, как она попала в институт, Тамара ответила: «Вначале я работала агрономом, но в общеобразовательной школе не стало биолога, и меня уговорили занять эту должность. Пришлось учиться, и вот я здесь, правда, меня взяли сразу на третий курс». Я поинтересовался, как дела у Володи. «Да ничего, работает зоотехником», – ответила она. В общем, нам было что вспомнить.

В 1976 году я открыл в Уяре Детскую художественную школу, которую, как уже говорил, разместили в здании, где в своё время располагалась агрошкола. Рассказывал я детям об этом сельскохозяйственном учебном заведении, и оно словно стояло перед моими глазами. Не забыть агрошколу помогают мне и фотографии – бесценные свидетели нашей довоенной юности.

Николай ВОЛОСНИКОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий