КОДЕКС БУДУЩЕГО

Помните, каким грандиозным и удивительным было празднование 9 Мая в нынешнем году? Особенно до глубины души тронул «Бессмертный полк». Я запомнила один очень символичный кадр из телевизионной трансляции с Красной площади. На экране – две башни Кремля, одну венчает двуглавый орёл, другую – пятиконечная звезда. Символы Российской империи и Советского Союза – рядом. Как знак того, что пришло время объединить традиции, опыт и всё самое лучшее, что было в нашей истории. 

Самый удачный образец такого единения времён – система кадетского и женского гимназического образования в Красноярском крае. Она занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации. Разработанные образовательные подходы и модели кадетского и женского гимназического образования были взяты за основу такими регионами как Томская область, Республика Саха (Якутия), Алтайский край, Республика Бурятия. 

Недавно в Уяре побывал председатель правления Красноярской региональной общественной организации содействия развитию кадетского и мариинского движения «Северный крест» Игорь Захаров. Он встречался с директорами школ и представителями отдела образования Уярского района. Игорь Евгеньевич рассказал о системе кадетского и женского гимназического образования, а также о проекте «Одарённые дети с отдалённых территорий». Этот проект работает в рамках реализации грантовой программы «Социальное партнёрство во имя развития». Встреча проходила в зале заседаний администрации Уярского района. 

– Добрый день, дорогие земляки! - приветствовал всех Игорь Захаров. – Для меня уярская земля – родная, я здесь родился и учился в школе № 2. Сегодня я приехал к вам как представитель общественной организации содействия развитию кадетского и мариинского движения «Северный крест». Над этим названием мы думали много. Северный крест – это видимая часть созвездия Лебедь. Инициатором и создателем кадетской системы края был красноярский губернатор – Александр Иванович Лебедь. Он возглавлял край с 1998 по 2002 годы. Мы с единомышленниками хотели, чтобы имя генерала Лебедя, которого помним и уважаем, присутствовало в названии, но при этом «не выпячивалось». Известная цитата Александра Ивановича: «Либо вкладывать деньги в образование молодёжи, либо забыть словосочетание «цивилизованный путь развития». Это было сказано на красноярской земле… 

Все мы с вами, уважаемые читатели, знаем, что в Красноярском крае обучаются кадеты. Есть в их числе и представители Уярского района. Вы можете увидеть этих мальчишек, когда они приезжают на выходные в Уяр. В красивой военной форме, всегда подтянутые, аккуратные и воспитанные. И чувствуются в них ростки особого явления: личного достоинства и внутреннего благородства. Сразу понимаешь, почему в России офицеры были образцом чести. Представляю, как гордятся родители своими сыновьями-кадетами! 

Кадетское и женское гимназическое образование в Красноярском крае отсчитывает свою историю с 1998 года. В настоящее время эта система включает в себя семь кадетских школ-интернатов, оптимально расположенных на территории края, одну кадетскую школу, две Мариинские женские гимназии и два центра дополнительного образования в области спорта и творчества. Учредителем этих образовательных учреждений является министерство образования края. 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ 

В кадетских корпусах Красноярского края ежегодно обучается около 2300 мальчиков, в Мариинских женских гимназиях – около 640 девочек, 83% из которых находятся на полном пансионе. В среднем около 250 кадетов и гимназисток ежегодно получают аттестат о среднем образовании, каждый 16-ый из них – вместе с золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении». Из общего количества выпускников 85% продолжают образование в высших учебных заведениях края и страны. Каждый четвёртый выпускник учится в военном вузе или вузе государственных силовых структур. В системе кадетских образовательных учреждений трудятся более 600 педагогов, 30% из которых – высшей категории. 

– Суть нашего проекта «Одарённые дети с отдалённых территорий» – организация помощи ребятишкам при поступлении в кадетские и мариинские учреждения, – сказал Игорь Захаров. – Мы реализуем проект на десяти территориях Красноярского края. Повсеместно видим интерес к кадетской и мариинской системе. Она поддерживает нашу историческую преемственность и уходит своими корнями к дореволюционной России, при этом дополняется опытом советского периода. Цель кадетского образования – подготовка государственного человека, патриота, инициативного, самостоятельного, просвещённого, зрелого в суждениях и поступках гражданина, заботливого семьянина. При этом подготовка к армии вовсе не является единственной и предопределяющей задачей, как ошибочно считают многие. Самое важное – выпустить из своих стен государственно мыслящих людей с лидерскими устремлениями, готовых служить в самых разных ипостасях: на государственной службе, в силовых структурах, на благо православия. Некоторые наши выпускники закончили духовные семинарии и сейчас служат в Красноярской епархии. 60% кадетов в дальнейшем одевают погоны, оканчивают вузы силовых структур, трудятся в системе министерства обороны, МЧС, следственного комитета, прокуратуры. При этом кадеты имеют право выбирать любое образование, в том числе гражданское. Цель женского гимназического образования – становление благовоспитанной, образованной, духовно-нравственной женщины, добросердечной любящей матери, жены и друга в семье, умелой хозяйки и хранительницы домашнего очага. 

ОФИЦЕРЫ И КЛАССНЫЕ ДАМЫ 

Игорь Захаров подробно рассказал о работе краевых кадетских корпусов и женских гимназий, показал фотографии. Интересная деталь: помимо классного руководителя в кадетских корпусах есть офицеры-воспитатели, а в женских гимназиях – классные дамы. Это те люди, которые во второй половине дня, после занятий, помогают самоподготовке детей и отвечают за их досуг. Ребятишки пять дней в неделю живут в образовательном учреждении, а на выходные уезжают домой. И родители могут быть спокойны и уверены, что их дети находятся под присмотром. 

– У каждого корпуса есть свой святой покровитель, и это не пустой звук: каждый из них согласуется с Епархией, – сказал Игорь Евгеньевич. – Тем не менее, наши кадетские учебные учреждения – светские. Но при этом здесь преподаются основы православия. И ребёнок посещает занятия с согласия родителей. К нам поступают также дети из мусульманских семей, исповедующих ислам. Тем не менее, именно дети являются инициаторами, чтобы родители разрешили им посещать вместе со сверстниками «Основы православия». При этом они могут справлять мусульманские обряды и традиционные праздники. По большому счёту, это взаимопроникновение культур и религий. На наш взгляд, довольно гармоничный… 

Игорь Захаров рассказал об особенностях каждого учебного заведения. Все они очень впечатляют. Например, Ачинский кадетский корпус имеет уклон в лётную тематику. И это помимо дополнительных занятий, на которых дети получают права вождения категорий А, В и С, а также столярного и слесарного дела. Игорь Евгеньевич отметил, что у выпускников никогда не возникнет затруднений в решении любых бытовых проблем: заменить замок, починить сантехнику или отремонтировать мебель. Но помимо этого ачинские кадеты получают права на управление электромоторными летательными аппаратами! Управлению самолётами их учат по желанию и с разрешения родителей. Интересно, что при выпуске 2015 года с кадетами училась управлению электромоторными самолётами девочка из Ачинской мариинской гимназии. 

Визитная карточка Лесосибирского кадетского корпуса – «Школа выживания в экстремальных ситуациях». Есть широкий выбор для занятий творческой деятельностью: духовой оркестр, ансамбль баянистов, вокальный ансамбль, студия эстрадно-бального танца. Работают технические объединения «Радиолюбитель», «Юный техник», «Компьютерная графика», «Кадетская телестудия». 

Творческие объединения, студии и всевозможные направления в дополнительном образовании – неотъемлемая часть каждого кадетского корпуса или мариинской гимназии. Чтобы всё перечислить, не хватит газетной страницы. Дети участвуют в научно-практических конференциях и предметных олимпиадах различного уровня, играют в КВН, сражаются в интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», занимаются в театральных студиях и кружках изобразительного искусства, прыгают с парашютом (!), осваивают рукопашный бой, моделирование и конструирование. Например, в Норильском кадетском корпусе, который был открыт в 2018 году в Железногорске, делается упор на математику и физику. Дети активно занимаются техническим творчеством с опорой на социально-образовательное партнёрство с учреждениями Железногорска, который по праву носит наименование наукограда. Или, например, в Канском морском кадетском корпусе, открывшемся в 2000 году на базе десятого Арсенала Военно-морского флота России, воспитанники изучают курс начальной военно-морской подготовки, осваивают корабельную науку в действующих частях флотов РФ и на теплоходе «Юнга», ходящем по Енисею. В 2001 году канские кадеты участвовали в плавании по Балтийскому морю на учебном парусном судне «Мир», посетили порты Германии и Финляндии, получили паспорта моряков. Особое внимание в корпусе уделяется физическому развитию и здоровому образу жизни: кадеты занимаются в спортивных секциях рукопашного боя, самбо, футбола, настольного тенниса, шахмат, стрельбы. От разнообразия сфер применения и развития детских талантов просто захватывает дух! 

ИНТЕЛЛЕКТ И ЖЕНСТВЕННОСТЬ 

В мариинских женских гимназиях своя, гуманитарная, направленность. Например, главным достижением Красноярской мариинки являются её лидерские позиции в рейтингах статусных учреждений по результатам учёбы и участия в познавательных конкурсах и олимпиадах. По окончании этой гимназии 99% выпускниц получают высшее образование, при этом почти все – на бюджетной основе. Девочки изучают этикет, комплексную программу «Культура дома» и модульную программу «Женственность». И, само собой, творчество – в крае уже хорошо известны творческие коллективы мариинок: группа барабанщиц или вокально-хореографическая студия «Солнечный свет». Девочки получают всестороннее образование: нравственное, интеллектуальное, социальное. Они готовы к любой роли в будущем – профессиональной личности и общественного деятеля, хранительницы домашнего очага, мамы, жены и прекрасной женщины, ради которой совершаются подвиги. 

– Поступают к нам после начальной школы, в пятый класс, – говорит Игорь Евгеньевич. – Конкурс: 5-7 человек на место. В течение последующих лет поступать к нам тоже можно, до 11 класса включительно. Закон об образовании это не запрещает. Но наша рекомендация: девятый класс должен быть завершающим для перевода к нам из обычной школы. Потому что 10-11 классы – это подготовка к выпускным экзаменам, для детей это и так стресс. А у нас дополнительная нагрузка значительно выше – начиная от строевой подготовки. Очень важно учитывать желание детей. Если ребёнок творческий, то рамки дисциплины ему будут мешать. Правила приёма в наши учреждения – это рейтинговая система отбора. На нашем сайте можно ознакомиться с перечнем необходимых документов, которые направляются к нам в сканированном виде. В рейтинговом отборе три критерия. Первый – подготовка по профильным предметам. Для мальчиков – это математика и физкультура, для девочек – русский язык и литература. Оценка «5» – это пять баллов, оценка «4» – четыре балла, оценка «3» – ноль баллов. Второй критерий – средний балл за предшествующий год обучения. Третий критерий – грамоты по профильным предметам, по призовым местам за два предшествующих года. 

РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 

Подробно остановился Игорь Захаров и на проекте «Одарённые дети из отдалённых территорий». 

– Цель этого проекта, – проинформировал он, – помощь одарённым детям из отдалённых территорий, особенно детям из малообеспеченных семей, детям-сиротам, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию при поступлении в учреждения кадетского и женского гимназического образования через создание системы «социальных лифтов». В общем, наша задача – помогать в получении образования детям из уязвимых категорий. Мы хотим изменить название нашего проекта на «Одарённым детям – равные возможности», так будет вернее. Например, если ребёнок из обычной состоявшейся семьи по каким-то причинам не поступил в кадетский корпус – это не трагедия. У него обязательно будут другие возможности, и семья его поддержит. А вот для ребятишек из социально незащищённых групп поступление в кадетский корпус – это путёвка в жизнь. Ведь не секрет, что зачастую большие вложения в сферу, касающуюся детей-сирот, на самом деле порождают иждивенцев. Особенно это характерно для Красноярска. Есть немало случаев, когда сироты, получившие квартиры в одном подъезде, со временем перебираются в одну из них, живут коммуной, а остальные квартиры сдают. При этом нигде не работают и, по сути, паразитируют, весело прожигая жизнь. В то же время ребёнок-сирота из кадетского корпуса достойно вписывается во взрослую жизнь. 

По словам Игоря Захарова, он обратился к главе Уярского района Сергею Александровичу Галатову и председателю городского Совета депутатов Валерию Николаевичу Прищепко с просьбой подобрать кандидатуру для представительства их организации на территории нашего района. Такой человек станет коммуникативным центром, через который можно будет решать различные вопросы и консультировать родителей или опекунов, заинтересовавшихся программой кадетского движения. 

– Мы в тесном взаимодействии с вашими общественными организациями должны найти одарённых ребятишек. Может быть, даже вести их с детского сада и начальной школы. Мы готовы организовать тестирование, которое поможет оценить уровень знаний детей. В отношении малообеспеченных семей отрабатываем программу общественного частно-государственного партнёрства. Это сопровождение детей в разнообразном формате. Например, ребёнку-сироте или ребёнку из малообеспеченной семьи нужно собрать деньги на проезд до учебного заведения и домой на каникулы. Нужно приобрести ребёнку спортивную форму, оплатить счёт за его сотовый телефон. Всё это требует средств – приблизительно в год 30-40 тысяч рублей. Надеемся, в вашем районе найдутся люди, в первую очередь предприниматели, которые смогут оказать финансовую помощь. Как только ребёнок попадает к нам, мы предоставляем ему полное обеспечение, шестиразовое питание. С родителей, которые подтвердят свою категорию малообеспеченных, не взимается плата. Всё оплачивается за государственный счёт, в том числе - кадетская или мариинская форма. В остальных случаях оплата составляет полторы – две тысячи рублей в месяц. 

На предложение Игоря Захарова выбрать человека, который будет представлять программу «Одарённые дети с отдалённых территорий» в нашем районе, все директора школ и педагоги единогласно поддержали кандидатуру председателя городского Совета депутатов Валерия Прищепко. Так что, если у кого-то есть вопросы или предложения, обращайтесь к Валерию Николаевичу. Он в случае необходимости будет поддерживать связь и консультироваться с Игорем Захаровым. 

Ольга БЕЗГОДОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий