ЧТО НУЖНО МЕНЯТЬ В СИСТЕМЕ ЖКХ?

ЖИТЕЛИ УЯРА СЧИТАЮТ ГЛАВНОЙ БЕДОЙ – УПРАВЛЯЮЩУЮ КОМПАНИЮ

С начала нынешнего года редакция газеты «Вперёд» проводила опрос среди жителей многоквартирных домов Уяра, предлагая высказать своё мнение о том, что больше всего их не устраивает в работе городского жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня уже можно подвести итоги. Как выяснилось, главной бедой в системе ЖКХ население считает управляющую компанию.

Принять участие в редакционном блицопросе согласилось более 100 человек. Им был задан вопрос: «Что, на ваш взгляд, является главным недостатком системы ЖКХ?» И предложено четыре варианта ответов:

– высокие цены на содержание и ремонт жилого помещения;
– качество работы управляющей и ресурсоснабжающих компаний;
– цены на тарифы коммунальных услуг;
– качество предоставляемых коммунальных услуг.

Две трети опрошенных граждан указали, что главная беда жильцов многоквартирных домов – плохая и безответственная работа управляющей компании МУП «Уяржилкомсервис». Граждане сообщили о многочисленных нарушениях в работе этого предприятия, недобросовестном отношении к исполнению своих обязательств, нежелании разговаривать и идти навстречу населению. Отметили отсутствие надлежащей отчётности, несоответствие выполненных работ заявленным в квитанциях, монополизм. Были высказаны также нарекания по поводу не всегда качественной и своевременной уборки подъездов и придомовых территорий, практически повсеместного невыполнения работ по благоустройству, затопленных нечистотами подвалов, переполненных контейнеров, скользких пешеходных дорожек зимой, не очищенных от снега крыш. 

Второе место по недовольству граждан занимает плохое качество коммунальных услуг – некачественная питьевая вода в водопроводной системе города, так называемая «горячая» вода в весенний период, которая только в квитанциях значится как горячая, частые отключения в некоторых районах города электроэнергии без уведомления жителей.

Третий повод для возмущения жителей многоквартирных домов - стоимость коммунальных услуг (вода, тепло, водоотведение) и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения. Людям очень важно, чтобы цены были прозрачными и понятными каждому. В противном случае граждане уверены, и не без основания, что многие услуги им не предоставляются, а оплату за них с жителей исправно требуют.

Уярцы полагают, что уменьшить расходы на отопление нужно не за счёт пересмотра завышенных тарифов, а путём регулировки теплоносителей в зимний период, поскольку, по их словам, «батареи всю зиму на максимуме, независимо от температуры за окном, отсюда и перерасход». 

Есть претензии у собственников многоквартирных домов и к городской власти. Жители Уяра убеждены: каждый собственник должен знать, за что и на основании какого решения он платит. «Смотришь в квитанцию и не понимаешь, откуда берутся все эти цифры. Хотелось бы, чтобы на её обороте указывались основания для начисления того или иного платежа». И, конечно, будет справедливо, отмечают люди, в обязательном порядке и без напоминаний производить перерасчёт за некачественные услуги потребителям. «В СМИ нередко публикуется информация о том, что недобросовестные коммунальщики оштрафованы на кругленькую сумму. Но ведь в этом случае штрафы должны поступать не только в бюджет, но и на лицевые счета владельцев квартир пропорционально их доле». 

А вот мнение некоторых собственников жилья пенсионного возраста, если честно, меня удивило. Пожилые люди сказали, что ни на какое другое управление своим многоквартирным домом, кроме управляющей компании-монополиста, они не согласны: «пусть одна, зато знакомая». Я считаю такое мнение ошибочным. Напомню – главной целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства и, в частности, системы управления жильём провозглашалась конкуренция. В результате люди получат лучшее качество по наименьшей цене. Только какая конкуренция может получиться в Уяре при таком скудном раскладе на рынке управляющих компаний? В чём конкретно она может проявляться? И возможна ли в принципе? Но это уже тема для другой статьи. 

Думаю, поступившие предложения от уярцев в ходе проведённого редакцией опроса городская власть может взять за основу для дальнейшего совершенствования системы ЖКХ.

ЕСТЬ ЛИ КОНКУРЕНЦИЯ?

Газета «Вперёд» уже сообщала, что у потерявшей доверие управляющей компании, которая до недавнего времени являлась в Уяре монополистом, появился достойный соперник в этой сфере бизнеса. 

К сожалению, сегодня в нашем городе работают всего две управляющие компании. Одна с муниципальной формой собственности – МУП «Уяржилкомсервис», в управлении которой около 83,6% жилищного фонда. И одна частная компания – ООО «УК «СФЕРА», которая обслуживает 16,4% многоквартирных домов. Товариществ собственников жилья, которые самостоятельно управляют своими домами, в нашем городе нет. 

Особенность структуры управления жилым фондом города очевидна. В управлении муниципальной УК сосредоточена большая часть строений. 

ОНА ЕСТЬ!

И всё-таки, я считаю, конкуренция между двумя управляющими компаниями в Уяре существует. В редакцию поступают от жителей не только жалобы на плохую работу УК, но и положительные отзывы. Например, недавно к нам пришли жильцы дома № 101 по ул. Ленина, который обслуживает недавно созданная управляющая компания – ООО «УК «СФЕРА». Жители попросили через газету поблагодарить новую компанию за то, что она благоустроила подъездную дорогу к дому со стороны улицы Ленина. Конечно, подобная просьба выглядит немного странно, учитывая, что выполненное благоустройство входит в перечень обязательных работ управляющей компании. Но в то же время данный факт красноречиво свидетельствует – в результате бездеятельности МУП «Уяржилкомсервис» народ уже даже забыл, чем должна заниматься управляющая компания. Поэтому я охотно выполняю просьбу жителей дома №101 по улице Ленина и передаю слова благодарности руководству ООО «УК «СФЕРА». Ведь это очень важно, что новая управляющая компания начала относиться к собственнику не просто как к источнику своего заработка, а как к заказчику услуг. И такие положительные отзывы - это результат конкуренции, а не следствие «затягивания гаек» со стороны городской администрации. Что, согласитесь, к конкуренции никакого отношения не имеет.

ЕЁ НЕТ!

К сожалению, активность наших жителей настолько низка, что они пока мало влияют на развитие конкуренции в сфере управления своими многоквартирными домами. И самая большая проблема – нежелание людей включиться в этот процесс. Жители ещё не понимают, что могут управлять своим домом, а если выберут эффективную управляющую компанию, то смогут с одной стороны – экономить свои деньги, а с другой – даже предложить увеличить плату за коммунальные услуги, если захотят повысить качество своей жизни. Ведь сегодня и в многоквартирном доме можно жить, как в коттедже, при условии порядочной управляющей компании.

Считаю, что реформирование ЖКХ в Уяре искусственно тормозилось. Ведь многочисленные жалобы на деятельность монополиста в сфере управления жилищным комплексом поступали не только к нам в редакцию, но и в администрацию города. Кстати, желающие взять в управление жилой фонд Уяра давно были. Но для перехода в новую управляющую компанию нужно было согласие собственников жилья. Однако из-за низкой активности наших граждан проблематично было организовать их для правильного управления своей собственностью. Самое элементарное – избрать Совет многоквартирного дома, не говоря уже о проведении общего собрания жильцов. Поэтому, считаю, городскому Совету депутатов давно уже надо было принять закон о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями, по которому те могли бы созывать общие собрания собственников в случае неудовлетворительной работы УК. Такое решение городских властей было бы своевременным, ведь городские депутаты работают с жителями города напрямую, общаются с ними каждый день, хорошо знают их проблемы. И понимают, что МУП «Уяржилкомсервис» давно уже работает неэффективно. И что управлять жилыми домами можно гораздо лучше.

КАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ? 

С таким вопросом ко мне обратилась жительница дома № 11 по ул. Пл. Революции Антонина Яковлева. 

– На наш дом управляющая компания МУП «Уяржилкомсервис» не обращает никакого внимания, – говорит Антонина Степановна. – Дом к зиме не готов. Во входных дверях в подъезде такие щели, что двор просматривается. В подъезде и квартирах стойкое зловоние от постоянно переполненного канализационными стоками подвального помещения. Отмостка в доме отошла от фундамента и имеет огромные зазоры, через которые всё здание теряет тепло. В результате снег на отмостке даже зимой тает. Но зато управляющая компания требует регулярной оплаты за услуги, которые не предоставляет. Да ещё к тому же с 1 июля, без предупреждения, увеличила более чем на два рубля тариф за текущее содержание имущества общего пользования. Подскажите, куда нам жаловаться и как дальше жить в этом разрушающемся доме? 

Вот что я ответил Антонине Степановне:

– Практически ни в одном многоквартирном доме управляющие компании на 100 процентов не выполняют свои обязанности, что объясняется не только низким профессионализмом, но и громоздкостью требований по техническому содержанию дома. Одно из основных, которое озвучено в постановлении Госстроя РФ № 170, – подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации. При этом обязательно необходимо устранить неисправности стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подвалами, проездами, оконных и дверных заполнений, а также внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения. Привести в технически исправное состояние территорию домовладений, обеспечив беспрепятственный отвод атмосферных и талых вод от отмостки и спусков в подвал. Обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и т.д. По сегодняшнему техническому состоянию дома № 11 по ул. Пл. Революции можно заявить, что он к зиме не готов.

Теперь к вопросу – куда пойти жаловаться? Для начала Вы можете обратиться в саму управляющую компанию. Как это ни странно звучит, но, если ситуация не требует немедленного вмешательства, лучше всегда начинать с письменного заявления в УК. При этом я уверен – письменное обращение стимулирует должностных лиц лучше устного. По закону управляющая компания должна ответить на Ваше обращение не позже 10 рабочих дней. Если ответа не последовало или он не устраивает – следует идти жаловаться в органы власти, не забыв приложить своё заявление в УК и её ответ. При этом обязательно все заявления готовьте в двух экземплярах: для лица, куда подаётся жалоба, и для себя – в нём должна быть поставлена отметка о принятии.

Вторая инстанция для подачи жалобы – администрация города Уяра, которая по совместительству является ещё и учредителем управляющей компании МУП «Уяржилкомсервис». Но, как показывает многолетняя практика по работе с письмами граждан, на сегодня это малоэффективный орган. Высока вероятность, что администрация города и управляющая компания работают в тесной связке – тогда на Вашу жалобу просто придёт отписка. Тем не менее, есть ряд вопросов, по которым можно обращаться в администрацию: не вывозят ТБО или не убирают со двора мусор; не чистят двор от снега, а с крыши не сбрасывают сосульки; в доме нет отопления, воды или электричества. Жаловаться на то, что управляющая компания не предоставляет Вам информации о работе по вашему дому, нет смысла – как выяснилось, у городской власти нет рычагов воздействия на свои муниципальные предприятия ЖКХ. Но зато в администрацию Уяра можно идти, когда Вы хотите, чтобы Ваш дом включили для получения краевого гранта, например, по благоустройству двора. Но это уже не связано с жалобами.

Ещё одна инстанция – государственная жилищная инспекция. Этот госорган всегда был самым эффективным. Зачастую одного звонка оттуда достаточно, чтобы наша УК зашевелилась. Ещё бы – ведь, если государственная жилищная инспекция приедет с проверкой, она за имеющиеся нарушения сначала оштрафует управляющую компанию, а затем выдаст предписание на устранение недостатков. Не устранили? Ждите ещё один штраф!

Можно также обратиться в прокуратуру района. Этот государственный надзорный орган может проверить вообще всё. Но есть один маленький нюанс – у прокуроров очень много работы, поэтому не нужно их лишний раз гонять с осмотром к Вашему дому, чтобы проверить, как управляющая компания убирает снег или чистит канализацию. 
Также можно обратиться в районный суд. Правда, это долго, нервно, а без юриста ещё и сложно. 

Но самое простое, если ничего не помогает, – всем собственникам дома принять решение о переходе в другую управляющую компанию. Ведь смысла оставаться в прежней УК, как Вы понимаете, уже совсем нет. Так может попробовать её поменять? Для этого соберите инициативную группу и обратитесь в другую УК с просьбой помочь в организации общего собрания собственников жилья.

Вывод. Если управляющая компания не устраивает, меняйте её. Чем больше таких перемен, тем лучше будет формироваться рынок коммунальных услуг. Я рекомендовать не могу, какой компании собственникам жилья сегодня отдать предпочтение. Но некоторый рейтинг, к каким из двух существующих в городе УК меньше всего нареканий, в своей статье я дал. 

Смена управляющей компании – единственный действенный метод, так как деньги УК получают от обслуживаемых домов. Если дома «уходят», то они теряют деньги, а потому начинают бороться и как-то шевелиться. Но для прозрения МУП «Уяржилкомсервис» слова «мы от вас уходим» уже не помогут. Начать добросовестную работу это предприятие, по сути, банкрот, увы, не сможет.

Сергей БАЛАЦКИЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий